Виктимность поведения – виды, причины, профилактика, коррекция – Автор Своей Жизни

Содержание

Виктимность поведения – виды, причины, профилактика, коррекция

Виктимность поведения – виды, причины, профилактика, коррекция – Автор Своей Жизни

Виктимное поведение представляет собой совокупность приобретенных человеком физических, психических и социальных черт и признаков, повышающих вероятность превращения его в жертву преступления или деструктивных действий. А.В.

Мудрик привел определение понятию виктимности: «Виктимность – субъективная предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств» и указал, что «повышенная виктимность несовершеннолетних определяется не только их психофизическими качествами, но и их социальными ролями, местом в системе социальных отношений, положением, которое они занимают в семье» [4, с.23]. Люди, рискующие оказаться в положении жертвы,  демонстрируют разные виды виктимного поведения: агрессивным поведением вызывающе провоцируют преступника; пассивно подчиняются насилию; проявляют невнимательность или  абсолютное непонимание хитростей преступника [6, с.88]. Главный признак виктимного поведения – это осуществление определенных действий или бездействий, которые способствуют тому, что человек или ребенок оказывается в роли потерпевшего (жертвы).

Самый уязвимый возраст, когда дети попадают в различные трудные жизненные ситуации – подростковый.

Это тот возраст, когда при отсутствии значительного жизненного опыта подросток должен решать самые различные задачи: освобождение от опеки взрослых, взаимоотношения с лицами другого пола, сверстниками, к определённому времени возникает проблема выбора профессии. Именно в этот период наиболее активно формируется личность.

Важнейшим аспектом повышенной виктимности подростков является негативное воздействие взрослых на их психику, телевидения, групп сверстников, формирующих у них антиобщественную установку личности. Результаты такого негативного воздействия нередко приводят подростка к совершению асоциальных поступков, а также могут поставить его в положение жертвы.

Психофизические особенности детского и подросткового возраста – любопытство, жажда приключений, доверчивость, внушаемость, неумение приспособиться к условиям, в которых возникает необходимость находиться, беспомощность в конфликтных жизненных ситуациях, а в ряде случаев и просто физическая слабость, обуславливают повышенную виктимность этой возрастной группы. В связи с этим у подростков возникает множество проблем, с которыми самостоятельно справиться «на входе» в самостоятельную жизнь многие молодые люди не могут [5, с.96].

Установлено, что жертвами преступлений чаще становятся люди молодые, не обладающие опытом жизни, некомпетентные в вопросах причин и условий совершения преступлений, пренебрегающие предупреждениями, плохо разбирающиеся в людях, неосторожные, неосмотрительные, рискованные, азартные и др.

 Фактором виктимизации человека любого возраста, может стать семья. Склонность к асоциальному образу жизни, противоправному или саморазрушительному поведению может передаваться по наследств.

На личностном уровне предрасположенность к тому, чтобы стать жертвой неблагоприятных условий социализации, зависит от личностных характеристик, которые могут способствовать или препятствовать виктимизации человека.

К таковым характеристикам, в частности, можно отнести степень устойчивости и меру гибкости человека, развитость у него рефлексии,  саморегуляции, его ценностные ориентации и т.д. [6, с.

55] Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточное умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым. Все это в подростковом возрасте повышает риск стать жертвой неблагоприятных условий социализации. Для того чтобы приостановить рост жертв неблагоприятных условий социализации необходима виктимологическая профилактика населения, в особенности подростков. 

Основные составляющие виктимности подростков:   

1. Возрастные особенности психического и психосексуального развития подросткового возраста в виде становления платонического, эротического или сексуального либидо в сочетании с излишней доверчивостью, недостаточной критичностью.

2. Такие индивидуально-психологические особенности личности, как неадекватная самооценка, высокие показатели по уровню тревожности, эмоциональная неустойчивость, высокая степень нервно-психической напряженности.

3. В структуре личности: социальная робость, низкая способность к интеграции поведения и высокая степень конформности.

4. В ситуации конфликта тенденция «ухода в себя» с целью смягчения эмоционального дискомфорта.

5. Низкий уровень сексуальной просвещенности.

6. Нервно-психические расстройства (олигофрения, расстройства личности – психопатии, последствия органического поражения головного мозга и пр.).

7. Безнадзорность, заброшенность и эмоциональное отвержение, недостаточный уход и недостаток эмоционального тепла, а также отставание в психофизическом развитии, легкая внушаемость, неспособность оценить степень опасности и сопротивляться насилию.

8. Условия жестокого обращения в семье, враждебное восприятие мира, готовность быть жертвами насилия со стороны сильных и самим проявлять его в отношении слабых.

Профилактика виктимного поведения детей и подростков:

  1. Выявление деструктивных семей и работа с ними.
  2. Диагностика индивидуально-психологических черт личности подростков с целью выявления «группы риска», подверженности виктимизации.
  3. Профилактика употребления спиртных напитков и ПАВ у несовершенннолетних.
  4. Правильное и своевременное полоролевое воспитание. Формирование у детей знаний в области взаимоотношения полов, морально-нравственных принципов.
  5. Формирование коммуникативных навыков, приемлемых форм и стереотипов безопасного поведения в различных ситуациях.
  6. Просвещение обучающихся и родителей о наиболее распространенных преступлениях, связанных с посягательством на жизнь и достоинство граждан, обстоятельствах возникновения криминальных ситуаций, эффективных способах выхода из них, особенностях поведения преступников (с привлечением сотрудников ПДН).
  7. Разъяснительные беседы и психологические тренинги, направленные на обучение способам предупреждения противоправных действий и выработку стратегий поведения в угрожающих жизни ситуациях.
  8. Организация досуга детей и подростков во внеурочное время.
  9. Самое главное в профилактике виктимного поведения детей и подростков – это грамотное воспитание и благоприятная психологическая среда развития ребенка в семье. Ведь семья – это не только первый институт социализации будущей взрослой личности, но и микромир, “среда обитания” ребенка. И при правильной ее организации риски виктимизации будет сведен к минимуму.

Педагог-психолог Бигун Е.С.

10 февраля 2017

Источник:

Виктимность – психология

Существуют люди, которые являются хозяевами своей жизни. Они уверенно идут по избранному пути, добиваются цели и притягивают к себе удачу.

Однако есть персоны, которые постоянно попадают в неприятные ситуации и становятся жертвой насилия.

В современной психологии для обозначения модели поведения, которая предрасполагает к возникновению опасных для жизни и здоровья обстоятельств, используется термин – виктимность.

Как проявляется виктимность: признаки

Человек с виктимным поведением имеет специфический характерологический портрет, особое мировоззрение и восприятие своей личности, что обуславливает его деструктивное мышление и провокационные действия, в результате чего он «притягивает» к себе, как магнит, недоброжелателей, преступников, манипуляторов. Он приносит себя в жертву ради благ окружающих. Он терпит любые несправедливости и молча сносит обиды. Он поступает наперекор своим интересам и жертвует своими благами.

Такая персона в любом коллективе становится объектом насмешек и критики. На такую добровольную жертву руководство наваливает огромный объем обязанностей, нещадно критикует и упрекает в мельчайших промахах. Над ней смеются и издеваются коллеги.

У людей с виктимным поведением всегда имеются проблемы в личных отношениях. К ним быстро теряют интерес их спутники, поскольку пребывать рядом с запуганной жертвой не престижно и неинтересно. Для домочадцев такая персона – добровольная рабыня, призвание которой – всех ублажать. Ее оскорбляют, унижают, бьют партнеры, вовсе не считаясь с ее мнением и потребностями.

Индивида с виктимным поведением сгоняют с места в автобусе. Именно его выпихивают из очереди в магазине. Такую особу люто ненавидят соседи. Эта личность постоянно попадает в прескверные и опасные ситуации.

Окружающие манипулируют человеком с виктимным поведением, нагло злоупотребляют их безотказностью и мягкосердечием. Субъект с виктивным поведением часто страдает от аферистов и мошенников. Именно его грабители избирают в качестве мишени.

На него направлена охота маньяков.

Стоит отметить, что беспомощность жертвы очень заметна окружающим.

Идеальный объект, образ которого притягивает наглых мужчин, хулиганов и насильников выглядит так: сутулые плечи, сгорбленная спина, сжатые движения, потухший взгляд, опущенная голова, неуклюжая поступь.

При этом такой человек вовсе не хочет испытывать страдания и не понимает, из-за чего он становится регулярно жертвой. Он, как и другие люди, хочет внимания, уважения, признания.

Однако он не способен разобраться в причинах пренебрежительного отношения к нему, не может вести себя по-другому.

Его модель поведения – бездумные, неосторожные, провокационные действия, которые вызывают желание у других людей унизить его и причинить вред.

Как формируется виктимное поведение: причины позиции жертвы

Психологи указывают, что формирование виктимной модели поведения происходит в ранние детские годы человека.

Основные причины появления виктимности у ребенка – взросление в асоциальной среде, неправильная стратегия воспитания со стороны родителей, отсутствие согласованности в действиях матери и отца.

Под действием хронических негативных обстоятельств на подсознательном уровне у незрелой личности закладывается фундамент для специфического жизненного сценария, в которой все аспекты базируется на восприятии себя, как жертвы.

Опишем несколько ситуаций, которые могут привести к формированию виктимности.

Одна из распространенных ошибок родителей – чрезмерная требовательность к своему потомку. Мамы и папы очень хотят, чтобы их чадо было лучше всех: умнее, развитее, образованнее. Они записывают своего отпрыска на различные секции, нанимают ему репетиторов, заставляют учиться сутками напролет.

При этом родители вовсе не считаются с тем, что ребенку интересно, а что нет. Они не принимают к сведению, какой объем заданий он в состоянии сделать без ущерба для психики. Постоянная загруженность малыша и отсутствие удовлетворения вызывает у него внутренний протест. Однако идти против воли родителей он не может.

Ведь за малейшее неповиновение следуют укоры и наказания. Постоянный моральный прессинг приводит к тому, что малыш пребывает в нервном напряжении. Вечное недовольство родителей, нескончаемые упреки, оскорбления и унижения малыша прививают ему чувство своей никчемности и вины.

Маленький ребенок не может дать отпор строгим родителям, и для того чтобы им угодить, ему приходится терпеть придирки и стараться продемонстрировать усердие. В подсознании малыша утверждается мысль: чтобы слыть хорошим и не получить наказания, нужно жертвовать собой и поступать, как велят другие.

И такой конструкт мышления в дальнейшем управляет поведением взрослого человека.

Еще один существенный промах в воспитании – равнодушие родителей, дефицит внимания, заботы, любви. Такое происходит в тех семьях, где помыслы взрослых сосредоточены на зарабатывании денег, строительстве успешной карьеры, обустройстве личной жизни.

В итоге малыш чувствует себя ненужным и лишним, поэтому всеми силами старается продемонстрировать свое присутствие. Самый простой способ, по мнению юного карапуза – быть послушным и покорным, угождать и соответствовать желаниям родных.

Детство вскоре проходит, а склонность к самопожертвованию превращается в привычку.

К родительским ошибкам воспитания относится и гиперопека над ребенком. Эта та ситуация, когда родители берут на себя полную ответственность за жизнь наследника. Когда они его чрезмерно оберегают и потакают всем капризам. Когда они все решают за ребенка. Когда они принимают решение, с кем малышу общаться, где учиться, чем заниматься.

То есть такие родители, которые не дают ребенку ни малейшей возможности заявить о своем мнении, принять собственное решение, получить урок на личных ошибках. В итоге повзрослевший человек попросту не умеет брать ответственность за происходящее в его жизни. Он не может отказать и дать отпор. Он не способен отстоять свою точку зрения и защитить интересы.

Еще один фактор, который может привести к виктимному поведению – получение ребенком неправильных родительских установок. Многие предки воспитывают малыша путем формирования у него определенного образа «хорошего» человека.

Они вкладывают в сознание ребенка мысль, что «хороший» человек – мягкосердечная, покорная, нетребовательная персона. Та, которая жертвует своими интересами ради благ других. Та, которая молча сносит обиды и не идет наперекор воли других.

Поскольку для детей любимые родители – авторитет, то они всеми силами стараются сделать из себя «хорошего» человека, загоняя вглубь души естественное озорство и бунтарство, стремление к лидерству и независимости.

  И в дальнейшем маска хорошего человека не позволяет им показать миру свою самостоятельность и уникальность.

Источник: https://psixsovet.ru/sovety/viktimnost-povedeniya-vidy-prichiny-profilaktika-korrektsiya.html

Виктимность: понятие в психологии, причины и типы виктимного поведения

Виктимность поведения – виды, причины, профилактика, коррекция – Автор Своей Жизни

Человек — это продукт взаимодействия с социальной средой. При этом среда оказывает решающее влияние на формирование личности, и далеко не всегда это влияние идет во благо.

В ряде случаев процесс социализации приводит к тому, что индивид превращается в забитое или агрессивное существо, готовое принести себя в жертву. Не ради каких-то высших идеалов или благополучия близких, а просто потому что позиция жертвы для него близка и привычна.

Эта особенность поведения и мировоззрения личности называется виктимностью, что в дословном переводе с латинского означает «жертвенность».

В чем проявляется виктимность

Термин «виктимизация» первоначально появился в юриспруденции и криминалистике. Означал он процессы, приводящие к тому, что некоторые люди предрасположены стать жертвами агрессии, насилия, мошенников. Поведение жертв таково, что они сами провоцируют различных асоциальных субъектов на противоправные действия в отношении их.

Виктимное поведение с точки зрения психологии

В психологии это явление стали изучать сравнительно недавно – в конце прошлого века. Но интерес исследователей к нему увеличивался по мере того, как становилось понятно, что истоки виктимного поведения нужно искать именно в психологических особенностях жертв.

Тем более было доказано, что склонность подвергать себя опасности стать жертвой насилия – это не просто блажь или глупость, а отклонение от нормы, которое может превратиться в настоящее психическое заболевание, требующее серьезного, в том числе медикаментозного лечения.

Проявляется виктимность в своеобразном поведении человека, который провоцирует людей, склонных к агрессии, вызывает по отношению к себе проявление насилия. В народе о таких очень точно говорят: «Сам напросился».

Примеры виктимного поведения разнообразны: жена грубит и ведет себя вызывающе с пьяным мужем; девушка, откровенно заигрывающая с «плохими парнями» в баре; подросток, жалующийся учителям на своих сверстников; заложник, демонстративно отказывающийся подчиняться террористам и т. д.

Но людей, склонных к виктимному поведению, нельзя назвать глупцами или мазохистами. Хоть со стороны кажется, что роль жертв их привлекает, но это верно лишь отчасти.

Такие индивиды обычно очень любят жаловаться на свою судьбу, тем самым привлекая к себе внимание, которого иным способом они добиться не могут.

Но открыто демонстрируя свои слабости, обиды, раскрывая перед всеми свою жалкую сущность, они вызывают не жалость, а презрение и агрессию.

Это хорошо заметно в компаниях подростков или в школьных классах, где издевательствам подвергаются самые жалкие и, казалось бы, безобидные дети.

Известный исследователь поведения людей и высших животных этолог Конрад Лоренц сравнивал подростковую группу со стаей животных. В стае не место слабым и ущербным, они – то слабое звено, из-за которого может пострадать весь социум.

Поэтому слабые вызывают неприязнь и агрессию, их изгоняют из стаи, а то и вовсе убивают.

Конечно, общество – это не стая волков или обезьян, однако древние поведенческие механизмы дают о себе знать, особенно у людей, склонных следовать животным инстинктам, а не социальным нормам. К сожалению, здесь справедливо высказывание: «Если есть жертвы, то найдутся и насильники». Правда, проявляется провоцирующее поведение жертв по-разному и далеко не всегда его можно сразу распознать.

Два типа виктимного поведения

Различие в поведении жертв обусловлено их психологическими особенностями. Среди людей, склонных к виктимному поведению, встречаются не только потенциальные жертвы, но и потенциальные насильники, в другой ситуации охотно демонстрирующие агрессию и жестокость. Поэтому можно выделить два типа виктимного поведения, которые существенно различаются.

  • Комформное (соглашательское) поведение людей, с готовностью принимающих роль жертвы, ждущих в отношении себя насилия, оскорблений, обмана. Эти люди робкие, склонные к подчинению, часто боготворящие находящегося рядом с ними насильника, так как видят в нем сильную личность, способную на поступки, которые недоступны жертве. Для таких «жертв» характерна заниженная самооценка и уверенность в собственной никчемности, неудачливости. И в то же время им свойственно чувство перманентной обиды на весь мир, они любят жаловаться, демонстрируя свой статус «жертвы».
  • Эмоционально-неустойчивое, демонстративное и вызывающее поведение. Этот тип виктимного поведения часто проявляется в агрессивности самой «жертвы», в склонности к провокациям. Это характерно, например, для подростков и для людей, страдающих инфантилизмом. Люди с этим типом поведения обычно сами любят травить тех, кто слабее, нередко примеряют роль насильников и преступников. Склонность к жестокости и подавлению слабых делает в глазах этих индивидов подобные действия обычными, и в ситуации, когда насильник сталкивается с более сильной личностью, он сам принимает роль жертвы. Про таких говорят: «Удалец среди овец, а перед удальцом сам овца».

Бывает, что в роли жертвы оказываются сильные, уверенные в себе личности с повышенным чувством ответственности.

Иногда обстоятельства складываются так, что эти люди сознательно идут на жертву, чтобы отстоять свои принципы, защитить близких людей, свою страну и т. д.

Но несмотря на многие признаки виктимного поведения, такая жертвенность к нему не относится. Чаще всего она объективно оправдана.

Факторы, порождающие склонность к виктимности

Психологи считают, что для людей, склонных к виктимному поведению, характерны различные явления деформации личности и психические заболевания.

Однако считать их единственными причинами синдрома жертвы нельзя. Скорее, нарушения в психике и деформация личности не только сопровождают виктимность, но и порождены общими с ней причинами.

В психологии выделяют две группы факторов, порождающих психологию жертвы.

Социальные факторы

Совершенно очевидно, что выросший и воспитанный в нормальных условиях человек не может даже подсознательно желать себе вреда. Кроме этого, работает еще и инстинкт самосохранения, препятствующий виктимному поведению.

И нужны действительно особые условия, чтобы врожденная программа начала давать сбой. Поэтому многие психологи считают виктимность порождением уродливой социализации, формирующей у индивида искаженные представления о системе ценностей, о себе самом и своих отношениях с другими людьми.

Можно выделить несколько социальных причин, влияющих на склонность человека принимать статус жертвы:

  1. Особенности семейного воспитания: конфликты в семье, пьянство, наркомания, асоциальный образ жизни родителей, жестокое обращение с ребенком и манипулирование им.
  2. Отсутствие у ребенка ощущения любви, заботы и чувства защищенности со стороны родителей.
  3. Чрезмерная опека родителей, ограждающих ребенка от всякого влияния внешнего мира. В результате этого он вырастает неспособным различать добро и зло и противостоять опасностям, о которых даже не подозревает. Гиперопека – это причина инфантилизма, социальной недальновидности и незнания часто жестоких законов социума.
  4. Проблемы и конфликты со сверстниками, особенно в подростковом возрасте.
  5. Наличие негативного эмоционального опыта, связанного с наблюдением за сценами насилия.
  6. Ощущение собственной неполноценности и ущербности под влиянием реакции социума на какие-то отклонения, дефекты, травмы человека.

Все эти причины так или иначе связаны с неблагополучной социальной средой, в которой рос ребенок. И эти условия привели к развитию деформированных представлений о своем месте в социуме, о низкой значимости и ценности собственной личности.

Феноменологические факторы

Под влиянием неблагополучной социальной среды формируются качества индивида, которые превращают его в слабовольную и зависимую жертву обстоятельств.

Так, психологи считают важной предпосылкой виктимного поведения повышенную агрессивность, проявляющуюся еще в детском возрасте.

Демонстрируя собственную жестокость по отношению к более слабым детям и животным, ребенок привыкает к ней и вырастает человеком, для которого жестокое и агрессивное поведение – норма.

Он готов к тому, что и в отношении его будет применено насилие, потому что для него это обычное дело.

Нередко привычной и естественной становится жестокость подростков не только из-за неблагополучного семейного воспитания, но и под влиянием общения с агрессивными сверстниками, жестоких фильмов, компьютерных игр со сценами насилия.

Но все же следует подчеркнуть, что реальные социальные условия играют решающую роль – подросток вполне способен отличить виртуальную действительность от реальной, если только последняя не демонстрирует ему то же самое насилие. Под влиянием постоянных столкновений с жестокостью в своем окружении и на экране дети становятся более черствыми, равнодушными, притом не только к окружающим, но и к самим себе.

Это касается и взрослых, состоявшихся личностей. Постоянное пребывание под влиянием отрицательных эмоций, отсутствие позитива в жизни, душевного тепла близких порождает у людей повышенную тревожность, постоянное ожидание чего-то еще более худшего, а также психические заболевания: неврозы, депривации, депрессии и т. д.

Как избавиться от виктимности

Виктимность, особенно в ярко выраженном виде – это психическое отклонение, болезнь, а лечение любой болезни следует начинать с устранения ее причины. Но в психотерапии это, к сожалению, не всегда возможно.

Так, если синдром жертвы сформировался под влиянием дефектов детской социализации, то ничего в прошлом мы изменить уже не можем. Поэтому придется устранять не причину, а ее последствия.

И здесь есть несколько путей, но все они требуют вмешательства квалифицированного психолога, психотерапевта, а то и психиатра:

  • Изменение отношения к прошлому. Ведь именно оно в данном случае формирует поведение человека. Психотерапевтические методики позволяют избавиться от последствий детских психических травм, изменить отношение человека к тому, что случилось с ним в прошлом, научить его отпускать прошлое и чувствовать себя независимым от него.
  • Формирование позитивного отношения к себе и окружающим, повышение самооценки и самоуважения. Уверенность в себе и обретение чувства независимости позволят человеку отказаться от статуса жертвы.
  • Использование методов когнитивной психотерапии для коррекции установок, взглядов, ценностей, отношения к себе и окружающим.
  • Развитие самоконтроля, формирование установок на адекватный тип поведения, развитие коммуникативных навыков и способности взаимодействовать с другими людьми, правильно оценивать их намерения и отношение. Этого можно достигнуть с помощью специальных социально-психологических тренингов.
  • Снятие напряженности и последствий стресса, выход из состояния депрессии, что достигается с помощью специальных медикаментозных средств, назначенных психиатром.

Но важным условием коррекции поведения людей с синдромом жертвы является создание благоприятной социальной обстановки, обретение истинных друзей, единомышленников, близких людей. И возможно, для этого необходимо будет сменить место жительства и уехать туда, где в этом человеке не будут видеть жертву.

Источник: https://psychologist.tips/2522-viktimnost-ponyatie-v-psihologii-prichiny-i-tipy-viktimnogo-povedeniya.html

Виктимность

Виктимность поведения – виды, причины, профилактика, коррекция – Автор Своей Жизни

Виктимность – это предрасположенность человека быть жертвой. При этом различается социальная предрасположенность, где вероятность стать жертвой зависит от криминогенной обстановки региона, а также психологическая виктимность, когда характерологические и личностные черты, приобретенные вследствие воспитания или полученных психологических травм, способствуют провоцирующему поведению.

Виктимность жертвы по психологическому фактору подвергается серьезной критике со стороны многих авторов и практически дискредитирована в юриспруденции, где ответственность за совершенное преступление несёт исключительно одна сторона.

В доказательство этого приводятся факты, что поведение жертвы воспринимается, как провокация исключительно преступником и не является объективным. Именно поэтому данное понятие не употребляется в судебных делах об убийствах и изнасилования, но имеет место в практической психологии.

Имеет смысл говорить о виктимности, когда у человека повышена вероятность попасть в неприятности, что вызывается различными внутренними причинами.

Что такое виктимность поведения

Понятие виктимности было введено в науке виктимологии, изучающей поведение жертв и преступников. Особое поведение, на вербальном и невербальном уровне заставляет преступников практически безошибочно выбирать для своих жертв определенных личностей.

К примеру, если насильник проявляет агрессию в отношении нескольких женщин, то продолжать свои действия он будет только с той, которая сожмется от страха, промолчит, стерпит недостойное поведение, постарается не привлекать внимание, при этом будет выглядеть испуганной.

К тем, кто сразу дает отпор, вовлекает во взаимодействие общественность и дает недвусмысленно понять недопустимость подобных действий, с большой вероятностью оставляют в покое.

На данный момент понятие виктимности подразумевает не только большую вероятность нападения другого человека, но также вербальные оскорбления, унижения и частоту попадания в неприятные и травматичные ситуации, такие как аварии, несчастные случаи, захлебнувшиеся двери или часто ломающиеся приборы. Сюда подходят страдания от военных действий и природных катаклизмов, человек выглядит как магнит, притягивающий неудачи.

Как любое понятие, виктимность имеет свои отличительные особенности и признаки. Таким людям свойственны неустойчивые эмоциональные реакции, искаженное восприятие собственных чувств, что в итоге приводит к формированию внешнего локуса контроля.

Особенности воспитания, которые не предполагают развитие осторожности, формируют легкомысленный стиль поведения, неумение отличать опасные ситуации, а соответственно, и умения постоять за себя или вовремя покинуть сферу неблагоприятного развития событий.

Социально-одобряемые качества исполнительности и добросовестности в своем крайнем проявлении, формируют позицию всегда готовую к подчинению.

Причем, чем больше человеку приходится в жизни подчиняться окружающим, тем сложнее ему отказать и противостоять при реальной необходимости, благодаря выработанной стратегии поведения.

Такие люди рассуждают, что проще подчиниться насильнику и избежать побоев, выдержать побои от мужа и этим дать ему успокоиться, выполнить недельную норму работы за два дня в ущерб здоровью, но сохранить благосклонность коллег. Рационализаций много, а результат один – человек страдает и продолжает терпеть.

Виктимность бывает различной направленности и степени выраженности. Вообще подобная чета присуща любому человеку, и в здоровом варианте она отвечает за возможность поступиться своим интересами, ради дальнейшей выгоды. Однако, являясь личностной характеристикой, виктимность считается патологической чертой и требует психологической, а иногда и психиатрической коррекции.

Причины виктимности

Виктимность жертвы проявляется в совершении действий, приводящих к опасным или негативным последствиям. Инстинкты самосохранения, предназначенные для обратной функции, в данный момент не срабатывают или проявляются условно, например, только на вербальном уровне, а на поведенческом отсутствуют. Приводят к подобным деформациям несколько основных причин.

Изначально это тип личности, обрисовывающий пассивно-подчиняемую позицию. Именно таких большинство среди жертв, а поведение выглядит как выполнение требований агрессора. Возможно, они будут выполняться не полностью или медленно, но, тем не менее, человек подчиняется.

Второй тип личности – это провоцирующий. Такие люди неосознанно стремятся привлекать к себе внимание или не осознают последствия своих действий. Яркие примеры провоцирующего поведения это пересчет крупных денежных сумм в неблагоприятном общественном месте (на вокзале или в криминогенном районе вечером), сексуализированное поведение, переходящее границы флирта и прочее.

Воспитание и пережитые детские психотравмы являются для появления комплекса жертвы. Наиболее высок риск развития виктимного поведения у жертв насилия, которым никто не оказал помощь и поддержку, не была проведена психотерапия или же все близкие приняли сторону насильника и обвинили в случившемся жертву.

У детей виктимных или неблагополучных родителей (различные виды зависимости, низкий уровень социальной культуры, высокий уровень агрессивности и прочее) не формируется адекватная оценка ситуации, и отношения с миром они строят подобно родительской семье.

Такой ребенок может быть крайне удивлен, что в других семьях никого никогда не бьют, кроме этого, концепция наказания становится настолько необходимой, что повзрослев, человек начинает провоцировать на насилие тех, кому это было не свойственно, из-за собственного повышенного уровня тревожности.

Причастность к различным антисоциальным группировкам, как ни странно также формирует поведение жертвы. Стоит отметить, что не только яркие группы, нарушающие общий порядок влияют на формирование позиции жертвы, а и любой социум.

Учителя с эмоциональным выгоранием не учат детей противостоять агрессии, а выливают негатив на детей, группа сверстников может быть низкого социального уровня и издеваться над теми, кто отличается.

Чем больше актов насилия воспринимает ближайшее окружение, как норму, тем большая терпимость формируется у личности.

Виды виктимности

Являясь многоаспектным понятием, виктимность разделяется на виды.

Именно данный вид наиболее связан с личностно-психологическими чертами, полученными травмами и особенностями воспитания, формирующими неадекватную реакцию индивида.

Такая личностная виктимность активизируется при соответствующих обстоятельствах, однако вместо выбора безопасного поведения, будущая жертва неосознанно выбирает провокационную линию поведения. У девушек это может проявляться пристальным взглядом в глаза незнакомцам или попытками поймать машину ночью на трассе.

Мужчины хвастаются своими материальными сбережениями в компании уголовников или пытаются выяснять отношения путем физического решения конфликта с соперником, явно более сильным.

Любовь к экстремальным видам спорта, неоправданное стремление к героизму, возвращение на поле боя после ранения – действия, сознательно выбираемые человеком, однако они изначально несут угрозу жизни.

Некоторые объясняют это повышенной потребностью в адреналине или жаждой повысить свою самооценку, и действительно такая мотивация существует, но и шкала жертвенности у данного типа людей повышена.

Массовая виктимность касается групп людей и имеет собственную градацию, в зависимости от характеристик лиц и условий. Групповая виктимность объединяет определенные категории населения, обладающие одинаковыми признаками или параметрами виктимности (например, дети или инвалиды).

Объектная виктимность предполагает совершение определенных видов преступлений (краж, убийств или изнасилований). Чаще всего, человек подвержен какому-то одному виду, то есть тот, кого обворовывают, вряд ли будет изнасилован. Субъектная виктимность привлекает различных преступников.

Наиболее ярким примером массовой виктимности служит стокгольмский синдром, когда жертвы переходят на сторону агрессоров. Это происходит не сразу, необходим достаточный непрерывный контакт и сильные пережитые травматические эмоции, после чего, даже находясь в заложниках и получив реальные физические травмы, жертвы начинают защищать обидчиков, сочувствовать и помогать им.

Профилактика виктимности

Виктимность поведения – явление, проявляющееся на всех уровнях общественного устройства, она не может замкнуться исключительно на диаде жертва-преступник, соответственно и профилактические меры производятся сразу на нескольких уровнях.

Начинается все с государственных органов правопорядка, экономического, политического и культурного влияния. Это введение необходимых законов и составление здоровой позиции в отстаивании прав жертв и наказаний преступников.

В местах, где поведение людей не регулируется законами, которые являются общими, объективными и понятными для всех растет уровень преступности, а вместе с ним и виктимности.

После общего уровня профилактики и регуляции общества, необходима специализированная коррекция виктимности, которая должна проводиться среди потенциально неблагополучных групп населения.

Сюда можно отнести колонии, антиобщественные группировки, центры для наркоманов и бездомных, социально неблагополучных семей.

В школах и даже садиках необходимо ввести занятия, где дети будут учиться отличать правомерные действия от насильственных, а также адекватно оценивать собственное поведение на предмет провокационных высказываний или поступков.

Наиболее предметная работа по профилактике должна проводиться индивидуально с лицами, подвергшимися насилию, физическим травмам, неподобающему отношению и прочим ситуациям, которые включат в себя понятие виктимности.

После первой же случившейся психотравматической ситуации необходима психотерапевтическая работа по преодолению пережитого.

Так же важно просветительство с точки зрения юриспруденции и поведенческой психологии, объясняющие моменты, когда человек может быть обвинен в провокационном поведении.

Различные тренинги и курсы, а также психотерапевтические группы являются отличными методами профилактики виктимности, поскольку развивают необходимые личностные качества (уверенность, самостоятельность, способность ориентироваться в окружающей обстановке и людях.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник: https://psihomed.com/viktimnost/

Что это такое виктимное поведение в психологии: виды виктимности, симптомы, примеры и лечение

Виктимность поведения – виды, причины, профилактика, коррекция – Автор Своей Жизни

«Синдром жертвы», «психология жертвы», «менталитет жертвы», «феномен жертвы» или виктимность — это все комплекс социальных, психических и физических признаков и черт личности, которые повышают возможность ее преобразования в жертву (к примеру, несчастного случая, деструктивного культа, преступления и т. п. ). Как избавиться от виктимности навсегда?

Виктимное поведение — это определение, которое распространено в криминалистике и психологии (происходит от лат. victima — существо, приносящее в жертву).

Криминалисты определяют виктимным противозаконное, безнравственное или вызывающее поведение пострадавшего, которое стало причиной для совершения преступления. В народе про это поведение говорят проще: сам напросился.

Жертвы такого рода совершенно не желают оказываться в любых таких неприятных ситуациях, но все-таки все время в них «вляпываются».

Ущерб материальному благополучию, здоровью или жизни совершенно не обязательно может наносить другой человек — можно быть жертвой диких животных или вооруженного конфликта, несчастного случая, стихии, разных механизмов или аппаратов.

Жертв несчастных случаев и преступлений изучает отдельная наука, которая называется виктимология, ее идея зародилась несколько веков назад.

Было доказано, что профилактика криминальности общества влияет не только во время воздействия на потенциального преступника (от семейного воспитания до наказания виноватого в назидание остальным).

Виктимология уже с давних времен работает незримо в роли одного из средств, которое предотвращает преступления непосредственно с помощью потенциальных жертв.

Виктимность является выработкой в гражданах сознательного поведения, которое препятствует нанесению материального ущерба, нападениям и несчастным случаям. Причем это и тесное взаимодействие с архитекторами, которые продумывают городское пространство таким образом, чтобы в нем было минимум закрытых мест, хорошо подходящих для совершения противоправных действий.

Во многих развитых странах в школьных курсах производится инструктаж по виктимности. Детей учат не перебегать дорогу в неустановленных местах, не открывать дверь посторонним, не садиться в автомобиль к незнакомым людям и т. д. Выполнение самых элементарных правил каждый день спасает не одну тысячу жизней, а халатное к ним отношение — их губит.

В немалом зависит склонность к виктимному поведению и от семейного уклада. Например, в семье, в которой взрослые за свои слова отвечают и все обещания выполняют, дети больше склонны слушать их советы и в разных ситуациях выбирать правильные решения.

Дети знают — родители правильно поступают, а, соответственно, и советы их также являются правильными. Помимо этого, в семьях с виктимными родителями, как правило, вырастают и виктимные дети.

В психологии виктимного поведения существует три вида людей, которые провоцируют над ними насилие:

  • неустойчивые;
  • псевдопровоцирующие;
  • пассивно-подчиняемые.

Последний является наиболее распространенным (40%) и характеризуется тем, что жертва обороняется неуверенно и вяло, или совершенно не обороняется и выполняет все требования, которые выдвигает нападающий.

Ко второму случаю относится ¼ жертв, эта ситуация характеризуется провокацией нападающего активным сексуальным заигрыванием и даже иногда совместным распитием алкогольных напитков (когда речь идет про изнасилование) либо в иных действиях, которые вызывают агрессию второй стороны.

К первому типу пострадавших относится 35%, и он характеризуется резким изменением линии поведения, чередованию и непоследовательности остальных типов.

Виктимное поведение в психологии рассматривается как отклонение, которое основано на двух факторах, работающих порознь или одновременно: негативное влияние социума и личная предрасположенность. Подростки больше подвергаются психологическому комплексу виктимности.

С учетом криминологической классификации виды виктимного поведения делятся на:

  • пассивное;
  • интенсивное;
  • активное.

Активное поведение — это провокация преступления, при этом не редко преступник вначале не предполагал нападать на жертву. Интенсивное — это поведение, когда жертва правильно предпринимала попытки не допустить опасности, но это не смогло ее защитить. Пассивное поведение состоит в полном отсутствии сопротивления.

Факторы риска и причины возникновения виктимности

За долгие годы проводилось довольно много психологических исследований, которые были направлены на изучение разных сторон «виктимизации», с учетом которых выделяются такие факторы риска и причины развития и возникновения такого феномена, как виктимность:

Положение социально-психологического статуса семьи:

  • очень молодые родители, которые не в состоянии в силу своего возраста обеспечивать полностью семью;
  • неполная семья;
  • жизненная неустроенность, к примеру, у обоих из родителей низкая зарплата или у какого-то из родителей нет работы.

Особенности стиля и норм воспитания в семье:

  • аморальный жизненный образ родителей;
  • занижение достижений детей, негативные проявления относительно ожидаемых касательно его поступков и действий.
  • конфликты в семье;
  • эмоциональное отвержение, заброшенность и безнадзорность ребенка;
  • жестокое обращение с детьми, использование ребенка как средства давления и манипуляции.

Социальные причины:

  • напряженные отношения с учителями;
  • напряженные отношения со сверстниками;
  • наличие каких-то дефектов или травм;
  • опыт пережитого насилия;
  • нахождение в антисоциальных группах.

Вышеперечисленные факторы риска и причины активируют процесс формирования агрессивности, тревожности и неадекватной самооценки, что делает эмоционально неустойчивым человека, это увеличивает возможность превращения человека в жертву.

У человека с виктимностью могут отмечаться разные проявления поведения. Среди них можно выделить следующее:

  • высокий уровень нервно-психического перенапряжения выражается в нерешительности и застенчивости, сложности запоминания и сосредоточивания внимания, снижении интеллектуальной работоспособности, в результате этого появляются сложности в общении;
  • эмоциональная неустойчивость, то есть непредсказуемое выражение эмоций, которые проявляются в отсутствии самообладания и импульсивности, раздражительности, резких изменениях настроения;
  • повышенный уровень конформности, то есть неустойчивость давлению группы, неадекватная тяга к подчинению, абсолютная уступчивость и податливость мнению остальных, отсутствие независимости, беспрекословное согласие с мнением общества;
  • повышенный уровень тревожности, который выражается в угнетенном эмоциональном состоянии, апатии, недовольстве своим внешним видом и собой, потере интереса к занятиям, которые приносили удовольствие, в любой ситуации склонность видеть неблагоприятный исход, также вероятно увеличение артериального давления, повышенное потоотделение, учащение сердцебиения;
  • отсутствие критичности, то есть неспособность отказаться от предрассудков, отсутствие своего мнения по какому-то вопросу;
  • легкая внушаемость, доверчивость, робость;
  • неадекватно низкая самооценка выражается в постоянных жалобах на жизнь, склонность обвинять других и жаловаться на них, чувство жалости к себе, заостренность внимания на своих недостатках, любые замечания принимаются на свой счет, неоправданное чувство вины, ощущение постоянного страха ошибиться, отсутствие друзей;
  • излишняя добросовестность и высокая моральная ответственность, что обуславливает «готовность» быть жертвой;
  • выраженное провокационное поведение (человек не понимает, что его поведение провоцирует к насилию), к примеру, жена пьяному мужу предъявляет свое недовольство и претензии;
  • неспособность в проблемных ситуациях на себя взять ответственность за принятие решения;
  • конфликтное и противоречивое поведение, к примеру, открытость проявляется через обвинения и высмеивания, потребность в поддержке — угрозой разрыва отношений, общительность — с помощью навязывания контакта с другими людьми;
  • ощущение безнадежности и беспомощности проявляется в концентрации на выживании, постоянном страхе, отсутствие способности предугадывать результаты своих действий и своего поведения;
  • искаженное восприятие своих чувств может выражаться, к примеру, в восприятии желания открытости и искренности как выражение слабости, либо необходимость в поддержке — как доказательство своей ненужности и бесполезности.

Лечение виктимности

Лечение такого заболевания, как виктимность может производиться в нескольких направлениях: медицинскими препаратами и с помощью психотерапии.

Не существует конкретного лекарства против этого расстройства, поэтому выбор препаратов и подходов в психотерапии будет зависеть от причин и факторов появления нарушения.

Медикаментозное лечение

Может выполняться с помощью использования следующих групп препаратов:

  • Транквилизаторы. Производят противотревожный эффект, то есть снижают уровень страха и тревоги. Кроме того обладают миорелаксирующим и снотворным эффектом.
  • Антидепрессанты. Направлены на восстановление патологически плохого настроения, понижение выраженности нервно-психического перенапряжения и тревоги с помощью повышения количества серотонина в крови, отвечающего за сохранение баланса настроения.
  • Нормотимики. Направлены на смягчение «острых углов характера», на стабилизацию настроения, а также, вспыльчивости, импульсивности и раздражительности.
  • Седативные препараты снижают эмоциональное перенапряжение и вызывают успокоение. К этим средствам относятся: настойки мяты, пустырника и валерианы.

Психотерапевтическое лечение

Это лечение может производиться в таких направлениях:

  • Рационально-эмоциональное лечение. Основная задача — помочь пациенту устранить жизненный подход, который направлен на разрушение.
  • Когнитивное лечение. Основная задача — корректировка представлений, установок и мыслей, приводящих к неадекватному и дезадаптивному поведению. К примеру, пациент может получить такое задание: описать его ощущения в стрессовой ситуации, и фрагментарно определить осознаваемые условия, которые провоцируют проявление негативных установок. Этот метод называется корректировка и распознавание непроизвольных мыслей.
  • Поведенческое лечение направлено на формирование и сохранение навыков применения адекватных действий, устойчивого самоконтроля с помощью изменения неприемлемых действий на приемлемые, а также используя способы, ведущие к ликвидации дезадаптивного поведения. К примеру, нагнетание факторов, вызывающих тревогу, или способ «наводнения» (психолог ставит пациента в пугающую ситуацию, помогая ее преодолеть).

В рамках психотерапии также может использоваться музыкотерапия, основная задача которой гармонизировать душу и тело, уравновесить эмоциональное состояние с помощью музыкальных средств.

Также используется арт-терапия, задача, которой гармонизация психического состояния человека через развитие способности самовыражения, а также достижение умиротворения и спокойствия.

То есть, виктимное поведение — это то, что необходимо осознать, понять и научиться контролировать.

Источник: https://psiho.guru/populyarnye-voprosy/chto-takoe/viktimnoe-povedenie-vidy-opisanie-i-primery.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.