Сензитивность: что это в психологии, определение, свойство личности

Сензитивность: понятие, виды, уровни

Сензитивность: что это в психологии, определение, свойство личности

Эмоциональная сфера человека богата и разнообразна. Мы способны не только чувствовать, но и сочувствовать, не только переживать, но и сопереживать другим людям.

Все это доступно каждому человеку, но есть среди нас такие личности, эмоциональная сфера которых необычайно чувствительна. Психологи их называют сензитивами.

Впрочем, сензитивность в той или иной мере может присутствовать у многих, поэтому давайте разберемся, что это такое.

Сензитивность как качество личности

Это понятие происходит от латинского слова sensus – «чувство» и переводится как чувствительность. В психологии термин «сензитивность» имеет отношение к нескольким близким по сути явлениям. Их объединяет связь с повышенной восприимчивостью к внешним воздействиям.

Чувствительность эмоциональной сферы

При определении и оценке сензитивности часто возникает недопонимание из-за двойственного смысла этого термина, точнее, из-за того, что понятие «чувства» в психологии имеет два значения.

Во-первых, чувства – это вид эмоциональных состояний, довольно устойчивые эмоциональные реакции человека на различные жизненные ситуации, объекты, других людей и самого себя.

В этом плане сензитивность понимается как повышенная чувственность или сильные и часто неадекватные эмоциональные переживания. Они связаны с целым комплексом личностных особенностей, таких как:

  • частая смена настроения;
  • склонность долго переживать даже незначительные неприятности и неудачи;
  • повышенная тревожность, нередко перерастающая в фобии;
  • заниженная самооценка;
  • склонность к частой рефлексии и самокопанию;
  • влюбчивость;
  • обидчивость и т. д.

Эти качества в совокупности создают образ этакого классического меланхолика Пьеро — вечно страдающего и переживающего человека.

Но сензитив не только все время расстраивается из-за любой ерунды, он способен чутко реагировать и на смену настроения окружающих людей и сопереживать им. Такие люди из-за проблем своих близких нередко страдают больше, чем они сами.

Сензитивы, принимая груз переживаний окружающих, становятся для друзей незаменимой «жилеткой», в которую всегда можно поплакаться.

Подобные эмоциональные нагрузки и склонность винить себя во всех бедах не проходят для сензитивов бесследно. Они чаще других страдают от неврозов, фрустраций, депрессий, у них очень ярко проявляется эффект психического выгорания.

Чувствительность сенсорной сферы

Во-вторых, понятие «чувства» в психологии употребляется для обозначения каналов восприятия сенсорной (чувственной) информации. Таких каналов пять: зрение, вкус, слух, обоняние и осязание или тактильные ощущения – те самые пять чувств.

В этом плане сензитивность рассматривается как повышенная чувствительность сенсоров – органов чувств.

Они включают в себя как периферический отдел, например, чувствительные нервные клетки в сетчатке глаза, так и центральный отдел – соответствующий участок головного мозга.

В психологии есть понятие «порог чувствительности». Это самая малая сила раздражителя, которая вызывает ощущение, например, едва слышный звук или почти неразличимый оттенок цвета. У всех людей порог чувствительности разный.

Низкий порог – это показатель сензитивности, чувствительности к данному раздражителю. Например, хороший музыкант может уловить отличие в высоте звука, незаметное людям с обычным слухом. Среднестатистический человек может видеть до 150 оттенков цвета, а сензитивы-художники 15 тысяч.

Такую сензитивность еще называют субсенсорной или подпороговой чувствительностью.

Но оба эти вида сензитивности (эмоциональная и сенсорная) очень близки, часто вызываются одними и теми же причинами и проявляются нередко вместе. Поэтому талантливые художники, музыканты, поэты часто так эмоционально чувствительны и склонны к глубоким и травмирующим переживаниям.

Сензитивность как свойство темперамента

Под темпераментом понимается комплекс устойчивых индивидуальных качеств личности, которые определены особенностями высшей нервной деятельности и накладывают отпечаток на все поведение человека.

К этим особенностям в первую очередь относится сила и скорость нервных процессов, а также соотношение возбуждения и торможения.

Сензитивность – одно из проявлений темперамента, связанное, с одной стороны, с чувствительностью нервной системы, а с другой – с неустойчивостью и слабостью нервных процессов. Поэтому достаточно незначительного раздражения, чтобы возникла реакция.

Четыре основных типа темперамента общеизвестны, хоть и редко встречаются в чистом виде. Так вот сензитивность, особенно высокого уровня, присуща в большей степени меланхоликам. Это самый чувствительный и одновременно самый ранимый тип.

Есть и противоположное сензитивности качество темперамента, которое называется резистентностью – это сопротивляемость, повышенная устойчивость к воздействиям, в том числе и эмоциональным.

Резистентные люди встречаются чаще всего среди флегматиков и сангвиников, они не только спокойны и уравновешены, но и отличаются пробивными способностями, упрямым характером, и готовностью идти к своей цели даже по головам своих друзей. Их переживаний они просто не замечают.

Поэтому те и другие находятся слегка за пределами нормы, те и другие нуждаются в коррекции, но тяжелее жить, несомненно, сензитивам.

Виды сензитивности

Бывают крайние случаи, когда сензитивность проявляется во всех сферах жизни человека, но они встречаются нечасто. Обычно повышенная чувствительность связана с какой-то определенной областью или направлением психической деятельности. Выделяют 4 основных вида сензитивности:

  • эмоциональная – способность проявлять сильную эмоциональную реакцию на внешние воздействия и оценивать даже незначительные из них как значимые;
  • органическая – повышенная чувствительность сенсорно-перцептивной сферы;
  • сензитивность высшей нервной деятельности (темперамента);
  • социальная сензитивность.

Последний вид стал изучаться сравнительно недавно, когда выяснили, насколько важна сензитивность в межличностных отношениях и как она проявляется. Отсутствие хотя бы элементарной чувствительности сильно затрудняет установление контактов между людьми и служит источником конфликтов. В настоящее время выделяют 4 типа социальной сензитивности:

  • Теоретическая – сензитивность на рациональном уровне. Это даже не чувствительность, а понимание особенностей поведения других людей. Причем далеко не всегда человек, обладающий этим типом сензитивности, хорошо применяет свои знания на практике.
  • Наблюдательская – это уже классическая сензитивность, которая проявляется в чуткости человека к изменениям в поведении людей, к вербальным и невербальным сигналам, поступающим от человека: выражению лица, глаз, интонации и скорости речи, выразительности и т. д.
  • Идеографическая – это способность на основании часто неосознаваемых внешних характеристик создавать психологический портрет человека, выделять его особенности, уникальные качества и на основе этого разрабатывать стратегии общения.
  • Номотетическая – социальная чувствительность, связанная не только с наблюдательностью, но и со способностью обобщать полученные данные об особенностях групп людей и использовать их для прогнозирования поведения любых других аналогичных сообществ.

Из всех видов сензитивности наиболее заметное влияние на поведение и психическое состояние людей оказывают эмоциональная и социальная. Причем влияние это часто бывает прямо противоположное.

Социальная чувствительность, несомненно, нужна, полезна и является хорошим инструментом для организации социального взаимодействия.

Тогда как эмоциональная часто является источником проблем, в том числе психических.

Что такое сензитивные периоды

Понятие «сензитивность» связано с еще одним важным психическим явлением, на этот раз в возрастной психологии. Развитие человека – это прогрессивный процесс, он связан не только с физическим ростом и взрослением, но и с формированием новых психических функций, с овладением новыми видами и приемами деятельности. Наиболее ярко это проявляется в детстве.

Но, как заметили ученые, занимающиеся проблемами детской психологии, развитие хоть и поступательное, но неравномерное. Есть в нем периоды, когда психика ребенка наиболее чувствительна к воздействию окружающего мира и формированию тех или иных функций. Эти периоды в развитии и называются сензитивными или сенситивными.

  • Сензитивным периодом формирования речевых навыков является возраст от рождения до 5-6 лет. Именно от рождения, так как основы овладения речевой деятельностью закладываются у малыша с момента появления на свет (а возможно, и раньше). К 5-6 годам дети не только свободно разговаривают на языке, на котором с ними общаются родные, но и владеют правилами фонетики и грамматики, и даже начинают осваивать письменную речь.
  • 6-10 лет – сензитивный период для учебной деятельности. Дети в этом возрасте не только открыты всему новому, их мозг пластичен и восприимчив и к высшему типу мышления – абстрактно-логическому, понятийному. Младшие школьники также овладевают операциями со знаками (счет и письмо) и учатся рефлексивной деятельности.
  • Подростковый возраст – сензитивный период для самопознания, и завершается он формированием самооценки. Для этого периода также характерно развитие коммуникативных навыков и социальных функций.
  • Ранний юношеский возраст важен для формирования мировоззрения, системы жизненных ценностей и ориентиров.

Сензитивные периоды важны не только потому, что в это время формирование и развитие психических функций идет легче, но и потому, что отсутствие условий для развития в этот период может привести к серьезным психическим проблемам.

Например, если у малыша в возрасте 1-4 лет отсутствует возможность овладения речью или с ним просто очень мало общаются, то у него, вероятнее всего, сформируется умственная отсталость.

Если подросток лишен общества сверстников, у него будут серьезные проблемы в сфере коммуникации.

Сензитивность: лечить или развивать?

Подводя итоги, отмечу, что сензитивность – явление неоднозначное, как и многое в нашей психике. Чувствительность к внешним воздействиям, в том числе и эмоциональная, необходима человеку для полноценной жизни.

А если речь идет о социальной чувствительности, то от нее зависит и качество нашей личной жизни (разве возможна любовь без ощущения партнера?), и успех профессиональной деятельности, и просто общение с друзьями и близкими. Поэтому в тренинги коммуникативных навыков обязательно включают упражнения по развитию сензитивности.

Но, с другой стороны, высокая эмоциональная чувствительность разрушительна для нашей психики, она грозит депрессиями, неврозами и паническими атаками. Поэтому отнестись к такому явлению нужно серьезно. И если у вас возникают проблемы с чрезмерными эмоциональными реакциями и повышенным чувством тревожности, то лучше обратиться к хорошему психотерапевту.

Источник: https://psychologist.tips/3825-senzitivnost-ponyatie-vidy-urovni.html

Сензитивность

Сензитивность: что это в психологии, определение, свойство личности

Сензитивность – это характеристика человека, выражающая повышенную, индивидуальную чувствительность к внешним событиям и сопровождающаяся тревожностью перед новыми происшествиями.

Сензитивность выражается в таких индивидуальных чертах, как застенчивость, робость, повышенная впечатлительность, низкая самооценка, резкая самокритика, склонность к продолжительным переживаниям, комплекс неполноценности.

С возрастом высокая сензитивность способна уменьшаться, поскольку человек в процессе самовоспитания может побороть в себе тревожность перед предстоящими событиями.

Уровень сензитивности обуславливается врожденными характеристиками человека (наследственностью, органическими поражениями главного мозга) или особенностями (условиями) воспитания ребенка.

В психологии понятие сензитивности используется вместе с синонимами «сенситивность» и «чувствительность». Вместе с этим бывает ещё явление «нечувствительности», оно выражается в отсутствии реакции на события, эмоции и поступки людей, оценки. Нечувствительность проявляется в полном равнодушии, отсутствии физических ощущений, бестактности и невнимании к другим.

Сензитивность в психологии

Понятие сензитивности в психологии – это переживание человеком повышенной чувствительности, ранимости и неуверенности в себе. Сензитивные люди часто жалуются, что их никто не воспринимает и не понимает.

При обращении к психологу сензитивные клиенты говорят о недружелюбности окружающих в отношении к ним, отчего им трудно устанавливать коммуникативную связь. Они часто считают себя недостойными, плохими, думают, что они хуже, чем другие индивиды.

Им трудно самостоятельно справляться с проблемами, поскольку они слишком скованные и застенчивые.

Понятие сензитивности касается личных особенностей и качеств индивида, оно выражается в чрезмерной чувствительности и легкой ранимости, совестливости, склонности к сомнению в поступках и сосредоточении на переживаниях. Данная чувствительность может быть постоянной характеристикой человека или проявляться время от времени.

Сензитивность, что это такое в психологии? Высокая сензитивность препятствует социальной адаптации, поскольку такой человек считает, что весь мир противостоит ему одному.

Социальная сензитивность являет собой страх перед разнообразными социальными ситуациями.

Люди, у которых слишком высокая социальная сензитивность, часто считают себя ущербными, поэтому боятся знакомств с новыми людьми, не решаются выступать на публике и стараются избежать любой социальной активности.

С проявлениями подобной симптоматики необходимо обращаться на консультацию к психологу. Опытный психолог проведет индивидуальную психологическую беседу, определит правильную стратегию лечения для облегчения состояния клиента с выраженной сензитивностью.

Сензитивность может быть результатом различных психических расстройств (неврозов, стрессовых состояний, органических заболеваний мозга, депрессии, тревожных расстройств, эндогенных психических расстройств).

Сензитивность может быть различной в зависимости от темперамента.

Уровень сензитивности выражается силой внешних влияний, необходимой для возникновения определенной психологической реакции.

Например, определенные обстоятельства могут совсем никаких реакций не вызывать у одного человека, тем временем, как у другого они вызывают сильное возбуждение.

Так, меланхолики и холерики являются более чувствительными и впечатлительными, поэтому им больше свойственна сензитивность, нежели сангвинику и флегматику, не придающим большого значения ситуациям, которые могли бы их затронуть.

Возрастная сензитивность

Возрастная сензитивность – это явление, возникающее на определенном этапе индивидуального развития и выражающее чувствительность человека к различным влияниям из внешней среды.

Возрастной сензитивностью занимается педагогика и возрастная психология. Знание сензитивных возрастных периодов помогает в развитии необходимых способностей.

Так, например, в возрасте 2-3 лет ребенок способен быстро овладеть языком, значит, данный возраст является сензитивным для развития лингвистической функции.

Если упустить очень важный сензитивный этап, ребенок к нему не вернется, и в дальнейшем могут возникать трудности с формированием соответствующих способностей.

Сензитивные возрастные периоды служат возможностью для ребенка приобрести желательные и необходимые умения и способности, способы поведения и знания. Только в сензитивный период можно лучшим способом легко научиться что-либо делать, по истечению этого периода, сделать это будет не так просто.

Сензитивные возрастные периоды длятся некоторое время, независимо от того успел ли индивид овладеть необходимым действием, и если его упустить, возможность уйдет и человеку будет труднее справиться с потребностью овладеть нужным действием.

Человек не способен хоть как-либо повлиять на возникновение сензитивных периодов. Главное, что родители должны знать, что они могут сделать для того, чтобы сензитивный период ребенка прошел, как можно успешнее.

Поэтому родители обязаны знать о сензитивных периодах в жизни ребенка, узнавать характерные особенности, работать над их развитием; наблюдать все проявления интенсивных стадий протекания сензитивного периода, что желательно делать для нормальной оценки развития крохи; спрогнозировать следующий сензитивный период и создать благоприятную среду для развития ребенка.

Возрастные сензитивные периоды универсальны, это значит, что независимо от религии, национальности, культурных различий – они все равно возникают в необходимое время.

Эти периоды индивидуальны, то есть точное время возникновения и продолжительность определяются биологически у каждого по-своему. Поэтому идея фронтального подхода в обучении, особенно до шести лет, является не корректной.

Также разнообразные образовательные программы, кроме индивидуальных, могут не соответствовать реальному возрасту ребенка.

Так, например, если ребенку пять лет, то это совсем не означает, что он по психологическим параметрам полностью соответствует данному биологическому возрасту.

Еще имеет важность такой фактор, как динамика протекания сензитивного периода, что вместе со среднестатистическими сроками не гарантируют того, что абсолютно каждый ребенок будет проходить возрастную сензитивность в таком режиме.

Как результат возникает принципиальная необходимость функциональной диагностики индивидуального развития детей (определение личных особенностей для того, чтобы в дальнейшем поработать над их развитием).

Каждый возрастной сензитивный период характеризуется пологим, медленным началом, которое иногда очень трудно обнаружить, если не знать о его приближении, не предполагать вероятность его наступления и не заниматься с ребенком, делая упор на зону его ближайшего развития; точкой максимума (этапом самой высокой интенсивности), которую легче всего наблюдать. Также для сензитивного периода характерен пологий спад интенсивности.

Возрастные сензитивные периоды совершаются примерно в одно время, но могут иметь высокую интенсивность в разные этапы.

Тренинг сензитивности

Тренинг сензитивности или как его ещё называют тренинг межличностной чувствительности возник на основании практики Т-групп. Психолог Карл Роджерс выделил два основных типа групповой работы – это «группы для организационного развития» и «тренинг сензитивности».

Тренинг сензитивности называют «группами встреч».

Тренинг сензитивности являет собой групповой динамический тренинг. Понятие сензитивности включает качество способности прогнозировать эмоции, мысли и действия другого человека, умения воспринимать, осознавать и запоминать социально-психологические особенности других индивидов или целых групп, на этом основании предсказывать поведение и деятельность.

В этом контексте психолог Г. Смит выделяет несколько видов сензитивности:

– наблюдательская (способность наблюдать и запоминать, как выглядел человек и что он говорил);

– теоретическая (применение разных теорий для интерпретации поведения, мыслей и чувств людей);

– номотетическая (понимание типичного индивида, как представителя определенной группы и использование этого знания в прогнозировании поведения людей, которые являются частью этой группы);

– идеографическая сензитивность (понимание и восприятие своеобразия поведения любого человека).

Основным заданием тренинга сензитивности является совершенствование способностей человека к восприятию и пониманию других людей. Еще выделяют два вида целей: непосредственные цели и высокоорганизованные.

Непосредственные цели:

– повышение самосознания участников в связи с приобретением знаний о том, как остальные воспринимают поведения других;

– рост восприимчивости к групповому процессу, к действиям других, которые связанны с восприятием коммуникативных стимулов, воспринимающихся от других;

– восприятие условий, осложняющих или облегчающих функционирование группы;

– формирование диагностических умений в сфере межличностного общения;

– развитие умений успешного включения в межгрупповые и внутригрупповые ситуации.

Высокоорганизованные цели:

– вырабатывание у человека умения исследовать свою роль и экспериментировать с ней;

– развитие аутентичности межличностных отношений;

– расширение знаний о других людях;

– формирование способности сотрудничества с окружающими.

Задачи тренинга сензитивности:

– развитие различных поведенческих навыков;

– повышение понимания между участниками группы и самопонимания;

– чувственное осознание групповых процессов;

– обучение и тренинг возможностей, увеличивающих социальную компетентность.

В общем, главные цели тренинга сензитивности определяются, как повышение восприимчивости к групповым явлениям, усиление восприятия групповых процессов; понимание собственной жизни и внутренней жизнедеятельности других личностей; формирование восприимчивости к своим социальным ролям и чужим, к их позициям и установкам; вырабатывание искренности, открытости и спонтанности реакций.

Вышеперечисленные цели тренинга сензитивности осуществляются через межличностное взаимодействие и взаимоотношения, с помощью анализа группового процесса, таких его составляющих, как групповые цели, нормы, роли, структуры группы, проблему лидерства, конфликты, напряжение и другие. В таком отношении тренинг сензитивности является похожим на методы групповой психотерапии, но в отличие от неё ориентируется на событие «здесь и сейчас», исследование групповых процессов, поведения человека в коллективе, его влияния на других.

Тренинг сензитивности очень часто применяется при подготовке в обучении специалистов психотерапии: в частности групповых психотерапевтов.

Благодаря этим тренингам у будущих психотерапевтов вырабатывается чувствительность к групповым явлениям, вырабатывается умение адекватно оценивать установки, отношения, психологические проблемы и конфликты индивидов, основываясь на межличностном взаимодействии, улучшается понимание собственной личности, установок, потребностей и мотиваций.

Тренинг сензитивности будущих психотерапевтов направлен на решение определенных заданий с целью лучшей чувствительности к групповым явлениям или установления более глубокого самопонимания и на реализацию в занятиях широких возможностей, предоставленных в форме тренинга.

В тренинге сензитивности используются психотехнические упражнения и различные ролевые игры, они разделяются на три вида. Первый составляют упражнения, которые воздействуют на целую группу и на каждого её участника, они ориентированы на организацию работоспособности в начале занятий и её поддержания на протяжении всего дня.

Второй вид – это упражнения и игры направлены на установление контакта между участниками, осознание и восприятие эмоциональных состояний участников группы, на развитие наблюдательности, способности понимания свойств, качеств, состояний и отношений между людьми и группами.

И третий вид составляют упражнения и игры на приобретение обратной связи. Именно здесь вырабатывается прочная связь между участниками. Независимо от типа тренинга работа начинается с создания работоспособности, целью которой является организация групповой атмосферы.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник: https://psihomed.com/senzitivnost/

Сензитивность в составе психологического и возрастного аспекта

Сензитивность: что это в психологии, определение, свойство личности

Сензитивность ( от лат. sensus — чувство, ощущение) — представляет собой черту личности, которая проявляется в гипертрофированной чувствительности к происходящим событиям, что сопровождается повышенным уровнем тревожности перед будущим

Внешними выражениями сензитивности являются робость, сильная впечатлительность, пониженная самооценка и склонность к излишней самокритичности. Сензитивный человек долго переживает случившиеся события и, как правило, имеет выраженный комплекс неполноценности.

Обычно с возрастом сензитивность постепенно уменьшается, что связано с развитием самоконтроля и способности перебарывать собственную тревожность.

Сензитивность может быть обусловлена как врожденными чертами, например, слабым типом нервной системы или повреждениями головного мозга во время внутриутробного развития, так и особенностями воспитания ребенка.

В психологии синонимами сензитивности являются «чувствительность» и «сенситивность».

Встречается и противоположное явление, выражающееся в том, что человек практически не проявляет эмоциональных реакций на происходящие события, других людей и т. д. Выражается это в отсутствии внимания к окружающим, некоторой бестактности, а также равнодушии.

Сензитивность в психологии

Психологи понимают рассматриваемое явление как ощущение гипертрофированной восприимчивости, сопровождаемое комплексом неполноценности. Сензитивные люди нередко ощущают себя непонятыми и одинокими.

При обращении к психотерапевту такие пациенты высказывают жалобы о равнодушном отношении к себе со стороны близких, их недружелюбии, отсутствии возможности установить теплые отношения с другими людьми.

Нередко сензитивные люди полагают, что недостойны внимания и успеха. Из-за собственной скованности, неуверенности в своих силах, ранимости и чувствительности им сложно справляться с ежедневными делами и проблемами.

Сензитивность, выражающаяся в личностных особенностях человека, то есть ранимости, гиперчувствительности и совестливости, может являться постоянной характеристикой индивида или проявляться лишь от случая к случаю. К сожалению, рассматриваемое состояние может становиться серьезным препятствием социальной адаптации ведь сензитивный человек полагает, что весь мир настроен против него.

Такие люди остро ощущают собственную ущербность и неполноценность, в связи с чем боятся знакомиться с другими, испытывают ужас перед публичными выступлениями и всячески стараются избегать действий, связанных со взаимодействием с окружающими.

Вышеописанная симптоматика часто становится причиной обращения к психотерапевтам. Опытный специалист может быстро определить корень проблемы и выбрать правильные методы терапии, которые позволят облегчить состояние сензитивного пациента. Данное состояние может быть одним из симптомов невротических расстройств, перенесенного стресса, депрессии, эндогенных психических заболеваний и т. д.

Степень выраженности напрямую зависит от особенностей темперамента человека. Уровень выраженности определяется тем, влияние какой силы требуется для запуска некоторой психологической реакции.

Одно и то же событие у разных людей может вызывать разную по силе реакцию.

Холерики и меланхолики отличаются максимальной впечатлительностью, поэтому они чаще бывают сензитивными, чем сангвиники и флегматики, которые склонны игнорировать потенциально тревожные ситуации.

Возрастная сензитивность

Возрастная сензитивность представляет собой возникновение на определенных стадиях развития индивида восприимчивости к различным воздействиям. Исследованием данного явления занимаются психология развития и педагогика.

Знания о том, в каком возрасте человек становится максимально восприимчивым, помогает составлять программы развития определенных навыков и способностей. Например, в возрасте двух-трех лет дети восприимчивы к языкам, поэтому именно в этот момент целесообразно развивать речевые навыки.

Если проигнорировать сензитивный период, то вернуться к нему будет уже невозможно, поэтому в будущем с формированием важных способностей могут возникнуть серьезные проблемы.

Сензитивные периоды длятся в течение определенного времени и заканчиваются вне зависимости от того, успел ли человек получить новые знания и умения. При этом сознательно повлиять на наступление сензитивного периода невозможно.

Поэтому родители должны знать, в какой момент ребенок становится наиболее восприимчивым к освоению нового опыта: это позволит сделать обучение максимально успешным и продуктивным. Чтобы не пропустить наступление сензитивного периода, следует как можно внимательнее наблюдать за особенностями ребенка, замечая наступление любых изменений в его характере и поведении.

Это позволит не только сделать обучение эффективным, но и предсказать наступление следующего сензитивного периода, что даст возможность создать благоприятную развивающую среду.

Интересно, что сензитивные периоды универсальны: они не зависят от культурных особенностей, национальной принадлежности и других факторов. У всех детей мира эти периоды наступают и заканчиваются приблизительно в одно и то же время.

Конечно, наступление сензитивного периода индивидуально, поэтому идеи фронтального обучения показали свою нецелесообразность. Можно сказать, что по-настоящему эффективными являются только индивидуальные программы обучения и развития.

Немаловажное значение имеет динамика протекания сензитивного периода: у всех детей периоды наибольшей восприимчивости протекают по-разному, что важно учитывать при составлении программ обучения. Все возрастные сензитивные периоды имеют постепенное развитие и начало их не всегда легко заметить.

Проще всего наблюдать этап максимальной интенсивности сензитивного периода: в это время восприимчивость ребенка достигает пика. После этого удачный период плавно сходит на нет.

Тренинг сензитивности

Понятие сензитивности заключает в себе способность к предсказанию эмоций, мыслей и действий окружающих людей. Эта способность необходима для того, чтобы более осознанно взаимодействовать с другими. Получить навыки эффективного взаимодействия можно на специальном тренинге по развитию сензитивности.

Источник: https://prodepressiju.ru/rasstrojstva-emocij/senzitivnost.html

Определение сензитивности в психологии и педагогике, свойства сензитивной личности

Сензитивность: что это в психологии, определение, свойство личности

Сензитивность – характерологическая особенность человека, выражающаяся в повышенной чувствительности, которая окрашивается тревожностью перед новыми событиями. Индивидуальные проявления таковы:

  • низкая самооценка;
  • повышенная чувствительность;
  • робость;
  • застенчивость;
  • резкая самокритика;
  • комплекс неполноценности;
  • склонность к продолжительным переживаниям.

На уровень сензитивности в межличностном общении максимально влияют врожденные характеристики человека:

  • особенности полученного воспитания;
  • наследственность;
  • органические поражения головного мозга.

С возрастом, в процессе самовоспитания, человек способен уменьшить уровень своей сензитивности, поборов в себе чувство тревоги перед новыми событиями.

В психологии сензитивность рассматривается как проявление чрезмерной чувствительности или нечувствительности, характеризующееся полным отсутствием эмоциональной реакции на поступки и поведение окружающих людей. Нечувствительность проявляется:

  • полным равнодушием;
  • отсутствием физических ощущений;
  • бестактностью и невниманием к другим людям.

Рекомендуем
Самооценка в психологии: понятие, виды, характеристика и методы определения

2 Поведение личности в обществе

Личности с повышенным уровнем сензитивности трудно адаптируются в социуме. Они испытывают проблемы в различных жизненных ситуациях, в которых вынуждены сталкиваться с другими людьми. В результате взаимодействия возникают сенситивные отношения, отягощенные:

  1. 1. Трудностями в установке коммуникативной связи из-за того, что отношение к ним других людей воспринимается как недружелюбное и даже враждебное.
  2. 2. Влиянием разных социальных ситуаций, связанных с новыми событиями и знакомствами. Больные испытывают сенситивный страх из-за:
  • чувства ущербности;
  • боязни публичных выступлений;
  • отказа от социальной активности;
  • избегания новых знакомств.

С проявлениями симптоматики такого рода нужно обращаться за помощью к психологу. Правильная стратегия лечения, выбранная опытным специалистом, поможет существенно облегчить состояние, связанное с повышенной сензитивностью.

Рекомендуем
Характер в психологии: определение, свойства, типы

3 Виды

С точки зрения психологии сензитивность как свойство личности трактуется через возможность воспринимать особенности характера и чувства разных людей и прогнозировать их поведение. Межличностная сензитивность делится на следующие виды:

  1. 1. Наблюдательская, основывающаяся на способности замечать сразу все проявления качеств других людей: внешность, речь, поведение.
  2. 2. Теоретическая – использование разных теорий, объясняющих и прогнозирующих мысли, ощущения и поведение другого человека.
  3. 3. Номотетическая — выявление основных черт представителя социальной группы, предсказание поведения людей, принадлежащих этой группе.

Понятие межкультурной сенситивности включает в себя способность к перцептивной оценке, структурированию характеристик представителей разных национальных групп и эффективное прогнозирование поведения людей.

  1. 4. Идеографическая, отличающаяся навыком понимания своеобразия и индивидуальных особенностей конкретного человека.

Рекомендуем
Шизоидный тип личности: определение в психологии, типы, признаки, лечение

4 Развитие сензитивности

Сензитивность развития берет истоки в детстве человека. Причинами могут стать различные ситуации в семье:

  1. 1. Когда родители проявляют излишнюю строгость к ребенку, ответом может стать постоянное избегание контактов, уединение, замкнутость и закрытость в своем мире. Ребенок делает это подсознательно, стремясь избежать наказания и порицания.
  2. 2. Недополучение ласки, внимания, эмоциональная отверженность ребенка в семье провоцирует развитие сензитивности, проявляющееся:
  • замкнутостью;
  • нелюдимостью;
  • тревожностью.

3. Распространено появление сензитивности вследствие отсутствия отца:

  • рождение вне брака;
  • смерть родителя;
  • мало интересующийся ребенком отец.

С этим связывается появление конфликта между «быть» и «мочь», продиктованного строгим Я-идеалом. Усугубляет ситуацию участие матери, выраженное:

  • повышенным вниманием;
  • привязчивостью;
  • ограждением ребенка от невзгод;
  • идеализацией его качеств.

С одной стороны, сенситивная личность ранима, впечатлительна, а с другой – тщеславна. Формируется сильная функция Сверх-Я, выражающаяся зависимостью от оценки окружающих людей, часто выражающаяся через сензитивный страх осуждения.

Определение сензитивности в психологии

Сензитивность в переводе с латыни дословно означает «чувство».

В психологии этот термин применяется для описания характера человека, его акцентуации. В таком понимании слово иногда приобретает негативную окраску, подразумевая болезненную чувствительность, которая мешает нормально жить в социуме.

В другом контексте сензитивность – это способ активного действия, восприятие действительности с особой точностью, повышенная чувствительность к окружающему миру и людям.

Это качество, которым можно управлять, оно необходимо хорошему психологу, писателю, художнику, музыканту.

Нормальная сензитивность важна для обычного человека, который хочет жить в гармонии с собой и окружающей действительностью.

Характер и свойства личности

Сензитивный тип характера описывает чрезмерную, болезненную чувствительность человека ко всему происходящему.

На такую личность любые внешние факторы очень сильно действуют – громкий звук, яркий свет, резкая речь. Для чувствительного человека любое грубое слово – это психологическая травма.

Сильный звук и свет становится потрясением, он не может выносить чрезмерных нагрузок на работе и во время учебы, мучается и страдает.

на Attuale.ru:  Фаталист – это человек, который… Значение слова фаталист

Психологическая работа для таких людей всегда чрезмерна, они не выносят высокой требовательности, им очень тяжело жить. Если в семье такой родственник сосуществует рядом с эмоционально-вспыльчивым типом, то очень страдает. Сензитивные люди предпочитают во внешней жизни полутона, и это касается эмоций, нагрузок, отношений. Такие особенности нужно понимать и знать родным и близким.

Частой спутницей повышенной чувствительности является тревога. Страх всего нового, закрытость от незнакомых людей, опасения по поводу предстоящих испытаний – все это свойственно сенситивному человеку с меланхолическим темпераментом.

Другие черты характера:

  • стеснительность;
  • склонность к длительным переживаниям;
  • низкая самооценка;
  • заниженный уровень притязаний;
  • робость;
  • впечатлительность;
  • повышенная моральная требовательность к самому себе.

При помощи сознательных усилий и психологических тренингов сензитивности излишне ранимый и уязвимый характер сглаживается. Это происходит благодаря формированию умения справляться с ситуациями, вызывающими тревогу.

Возрастная чувствительность

Признаки возрастной чувствительности лучше исследовано у детей. Это явление, которое возникает на определенном этапе жизни, выражает различный уровень восприимчивости к влиянию внешних факторов.

Возрастная сензитивность характеризуется ограниченной продолжительностью. Определенный промежуток, когда проявляется это свойство наиболее ярко, называют сензитивным периодом. Начало и окончание этого промежутка времени не зависит от желания индивида и успешности усвоения знаний. Даже если необходимый навык и был развит, с возрастом происходит угасание способностей.

Родители не в силах ускорить наступление периода повышенной чувствительности у ребенка или отсрочить его окончание. Но, создав благоприятные условия для обучения в нужное время, они помогут реализоваться заложенному от природы потенциалу.

Некоторые исследователи (Кольцов, Эльконин, Ананьев) считают, что благоприятные периоды повышенной чувствительности сопровождают человека на протяжении всей жизни, при этом имеют волнообразный характер – время активного развития сменяется спадом.

Симптомы

Сенситивного человека можно узнать еще в детстве: расстройство чувствительности может проявляться либо в виде ее обострения, либо отсутствием чувствительности.

На формирование сенситивности может повлиять что угодно или даже целый комплекс факторов, таких как наследственность, возможные органические поражения структур головного мозга, воспитательные меры, которыми пользовались родители, а также определенные возрастные этапы жизни.

Нарушения могут происходить и на уровне темперамента, который, по сути, является лишь скоростью реакций на мир вокруг, на нервные возбудители. Отсюда следует, что сенситивность нельзя считать болезнью. Меланхолики чаще других являются сенситивными личностями. Их мнительность и тревожность бывают крайне высоки.

Очень тяжело переносят обиды, даже незначительные, мелкие.

У сенситивного человека уже в детстве наблюдается склонность к заниженной самооценке, позднее она может перерасти к высоким самотребованиям (требования к себе самому) на фоне пониженного уровня притязаний. В большинстве случаев дети перерастают это состояние без существенных последствий. В крайне выраженной форме сенситивность становится психопатией.

Источник: https://yazdorov.win/psihologiya-i-psihiatriya/opredelenie-senzitivnosti-v-psihologii-i-pedagogike-svojstva-senzitivnoj-lichnosti.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.