Дислалия у детей и методы ее устранения у ребенка дошкольного возраста

Содержание

Можно ли вылечить сложную дислалию, описание патологии, методы коррекции

Дислалия у детей и методы ее устранения у ребенка дошкольного возраста

Сложная дислалия − это дефекты звукопроизношения, связанные с неправильным развитием фонематического слуха, говорения. К возрасту 4-5 лет заканчивается формирование речи, ребенок произносит большинство распространенных в обиходе слов, умеет складывать их в предложения.

В этот период выявляются первые дефекты в произношении звуков, 30% дошкольников страдают от дислалии. Нарушение не влияет на словарный запас, умение логично высказывать мысль, выстраивать предложения, текст, грамматический строй речи, умственные способности малыша.

При дислалии ребенок неправильно воспринимает на слух звуки, что влияет на говорение. Либо он верно слышит, но произносит искаженно. У 15-20% младших школьников (1-2 классы) диагностируется патология, мешающая ребенку в обучении.

Успеваемость снижается по русскому языку, литературной речи, где основным звеном является фонетика. Дефект не связан с нарушением слуха, неправильной работой нервной системы и проводящих путей, связывающих речевой аппарат и ЦНС (центральную нервную систему).

Ранняя диагностика сложной дислалии позволяет успешнее преодолеть патологию, повышает результативность коррекции.

Особенность сложной дислалии

Дислалия бывает простой и сложной. В первом случае дефект связан с неправильным воспроизведением определенной группы звуков. Ребенок искаженно воспринимает на слух свистящие (ц, з, с), шипящие (ш, ч, ж, щ), сонорные (л, р, н, м).

При произношении данных звуков происходит замена, например, звук Ш на Щ, Р на Л, Ж на Ш.

При простой форме в 60% нарушено произношение одного звука, коррекция проходит легче, ребенок за 1-3 месяца работы с логопедом научается правильному говорению.

Сложная дислалия труднее поддается коррекции. При позднем диагностировании патологии не удается полноценно восстановить речевой аппарат.

Если родители в дошкольном возрасте замечают у малыша первые признаки подмены звуков, необходимо обращаться за помощью к логопеду, или пробовать собственными силами справиться с дефектом речи.

При поступлении в 1 класс, когда начнется фонетика (произношение звуков), школьнику будет труднее помочь. Нарушение речи повлияет на письмо.

Сложная форма отличается искаженным восприятием звуков, входящих в разную фонетическую группу. У ребенка может быть нарушено произношение свистящих, сонорных и шипящих одновременно. Дети путают звонкие и глухие (вместо «шарф» слышат «шарв»).

У малышей до 3 лет рано говорить о дислалии относительно сонорных звуков. Правильное произношение данной группы приходит позже.

Классификация

Существует 2 основные формы сложной дислалии у детей дошкольного возраста − органическая и функциональная. Классификация основана на причинах неправильного звукопроизношения, локализации дефекта.

Органическая (механическая) форма связана с повреждением речевого аппарата, функциональная – с неправильным воспроизведением группы звуков при освоении речи.

Редко встречается комбинированный тип, когда причиной сложной формы становится органическое нарушение в строении артикуляционного аппарата, недостаточная развитость фонематического слуха.

Механическая форма

Трудно поддается коррекции, ее истоки в неправильном говорении, связанном с органическими дефектами мышечного и костного строения периферического артикуляционного аппарата:

  • дефекты в строении нёба;
  • маленькая уздечка (находится под языком);
  • аномалии прикуса;
  • толстые или тонкие губы;
  • неправильное расположение зубов (выступы или впадины);
  • большой или маленький размер языка.

Нарушения могут быть врожденные или приобретенные. Успешность коррекции во многом зависит от параллельного медицинского воздействия на проблему.

Фонетическая форма

Диагностируется при полном отсутствии органических нарушений со стороны артикуляционного аппарата. Основа патологии − неправильное восприятие речи в раннем детском возрасте.

Уже с первого года у малыша формируется фонетический слух. Рекомендация логопедов: прекратить к данному возрасту детские «лепетания» со стороны взрослых. Следует произносить слова полноценно, так, как положено по правилам русского языка, без уменьшительно-ласкательных и сокращенных приемов.

Причины развития фонетической формы:

  • Неправильный пример со стороны родителей (двуязычие в семье, подражание детскому лепету).
  • Задержка развития речи.
  • Задержка психического развития.
  • Соматические болезни.
  • Неблагоприятное окружение (взрослые не разговаривают с малышом, имеют речевые нарушения).

У дошкольников дислалия может быть вызвана дизартрическим компонентом, когда неправильное говорение связано с нарушенным тонусом мышц речевого аппарата. Чрезмерное напряжение или слабость языка, губ, щек приводят к искаженному произношению.

Диагностировать расстройство можно самостоятельно при внимательном наблюдении за ребенком. У малыша часто открыт рот, свыше нормы текут слюнки, язык выглядывает наружу (вялость мышц).

Ребенку трудно высунуть язык вперед, губы напряжены, плотно сомкнуты (повышенный тонус).

Сложную дислалию делят на подвиды:

  • Артикуляторно-фонетическая. Проявляется в виде неверно усвоенных звуковых позиций, малыш неправильно располагает язык, губы, зубы во время произношения определённого звука.
  • Артикуляторно-фонематическая. Ребенок верно воспринимает звуки на слух, но не может правильно управлять речевым аппаратом. В результате происходит неправильное произношение.
  • Акустико-фонематическая. Дефекты звукового оформления речи, связанные с неверной интерпретацией звука и последующим неправильным говорением. Ребенок слышит вместо Р звук Л, в речевом аппарате дается команда на произношение последнего звука, в результате вместо «рыба» произносится «лыба».

В зависимости от дефекта говорения, относящегося к определённой группе звуков, выделяют следующие виды:

  • Ротацизм (дефекты в произношении звука Р).
  • Сигматизм (распространённый тип искажения шипящих звуков: с, з, ц, ш, ж, щ,ч).
  • Ламбдацизм (нарушено произношение звука Л).
  • Йотацизм (неверно проговаривается Й).
  • Хитизм (неправильно говорится звук Х).
  • Гаммацизм (нарушено произношение звука Г).
  • Каппацизм (К).

Диагностика

Диагностика сложной дислалии включает несколько этапов.

  1. Сбор анамнеза (сведений) начиная с перинатального развития ребенка. Логопеда интересуют наличие или отсутствие патологий во время вынашивания малыша, неврологические диагнозы в раннем возрасте, травмы опорно-двигательного аппарата.
  2. С помощью дидактического материала (карточки с предметами, животными, для детей школьного возраста буквы) выявляют дефекты произношения. Логопедический материал позволяет понять, какая группа звуков нарушена при говорении.
  3. Школьнику предлагается прочитать и прослушать 2 разных текста. Задание необходимо для выявления формы патологии. Логопед понимает, нарушен ли фонетический слух.

В логопедическом диагнозе прописывается название нарушения (сложная или простая дислалия), вид (акустико-фонематическая, артикуляторно-фонетическая, артикуляторно-фонематическая) и форма дислалии (органическая или функциональная), разновидность дефекта.

Методы коррекции

Лечением сложной дислалии занимается логопед, иногда требуется совместное ведение пациента с медицинским работником. Логопедическая коррекция при патологии имеет не только задачу восстановления естественного звукопроизношения. Педагог занимается развитием коммуникабельности, психических процессов, учит отличать группы звуков.

Работа ведется по 3 направлениям в зависимости от причин развития сложной дислалии:

  1. Если стимулирующим фактором стала функциональная форма, логопед развивает процессы фонетики, речевую моторику. При механической форме коррекция планируется после оперативного устранения причины. Ребенок проходит лечение у ортодонта, хирурга, стоматолога.
  2. С помощью логопедических упражнений, приспособлений, педагог учит малыша осваивать проблемные звуки, правильность произношения, ставит артикуляционный аппарат. Упражнения проводятся с использованием зеркала, чтобы ребенок мог наблюдать за движениями языка, губ, щек при подражании логопеду.
  3. Логопед добивается закрепления правильного произношения звуков в обыденной речи. Строятся предложения с использованием проблемных фраз, составляются словосочетания, читаются скороговорки. Важно определить, что ребенок способен не только верно читать и воспроизводить, но и слышать произнесенный звук.

Курс лечения длится от полугода, рекомендуется 3 занятия с педагогом в неделю.

Профилактика, советы родителям

Для предупреждения дислалии необходимо постоянно заниматься речевым развитием малыша.

С малых лет разговаривать с крохой, объяснять, как называются предметы, играть в игры, подразумевающие произношение сложных звуков (например, как «говорят» животные).

Правильный и здоровый образ жизни с рождения стимулирует активную деятельность всего организма, в том числе артикуляции. Закаливание, массаж, упражнения, подвижные игры будут одной из тактик профилактики нарушений развития речи.

Родителям нужно помнить:

  • малышам необходимо читать сказки;
  • рассказывать о собственных действиях;
  • пояснять явления природы, непонятные слова и выражения;
  • проводить с малышом с ранних лет артикуляционную гимнастику;
  • со школьником можно заучивать скороговорки наизусть;
  • при первых признаках расстройства речи обращаться к логопеду.

Сложная дислалия, несмотря на серьезность патологии, поддается лечению. Процесс восстановления речи будет зависеть от своевременности терапии.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/narusheniya-rechi/slozhnaya-dislaliya/

Дислалия: что это такое, методы её устранения у детей

Дислалия у детей и методы ее устранения у ребенка дошкольного возраста

Дислалия — это нарушение звукопроизношения при сохранном слухе и интеллекте. Неправильное произношение при дислалии проявляется в отсутствии, смешении или замещении звуков, что приводит к искажению речи. Такое отклонение считается естественным явлением для речевого развития детей в возрасте с рождения до пяти лет из-за физиологической незрелости артикуляционного аппарата.

Здесь есть нюанс: если ребёнку три года, то он должен чисто произносить звуки [с], [з], [ц], если четыре – [ш], [ж], [ч], [щ], пять – [л]. Проблемы с произношением у ребёнка старше 5 лет (отсутствие, неправильное произношение, например, язык находится между зубами при произнесении звуков [с], [з], [ц]; замена их на другие, например, с-ш, з-ж, ч-ть – повод для срочного посещения логопеда.)

При диагностировании дислалии специалист изучает состояние фонематических процессов, общей, ручной моторики, строение и подвижность речевого аппарата. Для восстановления нормального звукопроизношения у ребёнка может потребоваться консультация других специалистов – стоматолога, отоларинголога, невропатолога.

Без специальной подготовки сложно определить причины дислалии и подобрать коррекционные упражнения, соответствующие структуре дефекта, поэтому родителям детей с такой патологией редко удаётся самостоятельно исправить произношение ребёнка.

Лучше всего обратиться с этой проблемой к специалисту, владеющему коррекционными методиками.

Например, существует около 50 способов постановки звука Р, каждый из которых может быть, как эффективным, так и бесполезным у конкретного ребёнка с таким дефектом.

Ниже расскажем что такое дислалия у детей и какие методы её устранения существуют (иногда применяют термин «лечить», но это не совсем корректно).

Виды дислалии

В зависимости от причины вызвавшей нарушение, выделяют следующие виды дислалии:

  1. Функциональная форма характеризуется возрастной незрелостью артикуляционного аппарата. Мышцы языка, губ, мягкого нёба ещё недостаточно окрепли для того, чтобы выполнять точно скоординированные движения, необходимые для произношения отдельных звуков. Эта форма дислалии также встречается у детей, контактирующих со взрослыми или детьми с дефектами речи, при «сюсюканьи» родителей, в семьях, где речевому развитию ребёнка не уделяют должного внимания.
  2. Функциональная дислалия, в свою очередь, делится на акустико-фонематическую, артикуляторно-фонематическую и артикуляторно-фонетическую формы. В первом случае нарушено восприятие и воспроизведение звуков по акустическому признаку (твёрдые-мягкие, глухие-звонкие), во втором их часть заменяется сходными по артикуляции фонемами (машина-масина, ряба-ляба). При артикуляторно-фонетической форме дислалии искажение правильного произношения обусловлено неправильными позициями органов артикуляции (картавость).
  3. Механическая (органическая) дислалия возникает в результате нарушения строения речевого аппарата – узкое и высокое «готическое» нёбо, короткая уздечка языка, препятствующая артикуляции звуков верхнего подъёма и другие дефекты. Такая форма дефекта может иметь наследственный характер. Достаточно часто, одновременно с механическим видом, диагностируется физиологическая дислалия.

Существуют понятия простая и сложная дислалия. При постановке диагноза выделяют мономорфная дислалия включающую в себя минимальное количество простых дефектов произношения и полиморфную разновидность. Полиморфная дислалия имеет в основе нарушения артикуляции и различения большого количества звуков.

Классификация дислалии в зависимости от искажения артикуляции:

  • Ротацизм — характеризуется неправильным произношением твёрдого и мягкого [р].
  • Йотацизм — дефект произношения йот [j].
  • Хитизм — неправильное произношение твёрдого и мягкого [х].
  • Каппацизм — нарушенное произношение твёрдого и мягкого [к].
  • Гаммацизм — нарушенное произношение твёрдого и мягкого [г].
  • Сигматизм — нарушение артикуляции свистящих и шипящих [с, з, ц, ж, ш, ч, щ].
  • Ламбдацизм — дефект произношения твёрдого и мягкого [л].

Причины появления нарушения речи

Органическая и механическая дислалия развивается под влиянием физического дефекта артикуляционного аппарата, препятствующего правильному произношению звуков.

В большинстве случаев, этот диагноз ставиться тем детям, которые имеют проблемы в строении речевого аппарата:

  • расщелина твердого неба – «волчья пасть»;
  • расщелина верхней челюсти – «заячья губа»;
  • неправильный прикус – прогения или прогнатия;
  • отсутствие зубов, их неправильное расположение, расстояния между зубами;
  • короткая подъязычная связка («уздечка»);
  • слишком большой или слишком маленький язык (макро- и микроглоссия);
  • неправильное строение челюстно-лицевых костей;
  • недоразвитость нижней челюсти.

Для устранения речевого дефекта при наличии одного из возможных патологических состояний пациент нуждается в комплексной помощи разных специалистов.

Причины функциональной дислалии:

  • ослабленность ребёнка, вызванная соматическими и инфекционными заболеваниями;
  • нарушение фонетического восприятия;
  • ММД, задержка психического развития в анамнезе;
  • задержка развития речи;
  • неблагополучное социальное окружение: педагогическая запущенность, тесный контакт с носителями неправильной речи, ограниченность контактов с обществом.

Симптомы проявления нарушения

Взрослый человек без труда может заметить отклонение от нормы в восприятии и воспроизведении звуков детьми, хотя в практике логопеда чаще встречаются случаи, когда родители не замечают все отклонения в произношении их ребёнком.

При замене звуков дети не различают схожие фонемы по звучанию и заменяют один звук другим. Чаще всего симптоматика проявляется косноязычием.

Например, ребёнок путает глухие и звонкие согласные, мягкие и твёрдые (дерево-терево, лапа – ляпа).

Если разница в артикуляции незначительна, и звуки образуются в одном и том же месте, например: вместо [Р] может звучать [Л] или [Д] (рыба – лыба), вместо Ц – Ч (цыплёнок – чипленок) и т. д.

Иногда ребёнок испытывает трудности с выбором звука, хотя может правильно его произносить в отдельных словах (говорит Шапка, но допускает ошибки каСя в слове каша), то есть один и тот же звук произносится различно в зависимости от ситуации. В отдельных случаях дети произносят звуки русского языка нетипичным для языковой системы образом – горловое (французское) [Р], специфическое [З], похожее на английское the.

Замены и смешение фонем относится к фонематическим дефектам, искажение звуков – к фонетическим видам патологии.

Диагностика нарушения речи

Для определения дефектных звуков логопед предлагает ребёнку повторить за ним слова или назвать то, что изображено на картинке. Данный материал подобран таким образом, что охватывают все группы звуков. Мало того, звук должен находиться в разных позициях: в начале, в конце, и в середине слова, учтены также мягкие и твёрдые согласные.

Родители должны подготовиться к тому, что логопеду могут потребоваться сведения о наличии или отсутствии патологий беременности и родов. Специалист может назначить дополнительные обследования у других специалистов (проверку зрения, слуха, особенностей психического развития). При диагностировании у ребёнка тугоухости, кроме логопеда, ему понадобится помощь и отоларинголога.

Диагностика включает в себя ряд фонематических тестов, которые направлены на проверку умения различать близкие в произношении звуки. При механической форме патологии нельзя избавиться от дефекта в произношении некоторых звуков, если не устранить источник их появления. Поэтому лечение дислалии начинается именно с этого.

Методы коррекции дислалии

Ни один квалифицированный логопед не исправляет все звуки одновременно. Вначале коррекции подлежит звук, базовый для группы фонем. Если нарушена артикуляция нескольких групп, начинают с той группы фонем, которая появляется у человека раньше по возрастным нормам.

Базовые звуки для разных групп:

  • С – для свистящих, далее З, Сь, Зь, Ц;
  • Ш – для шипящих, далее Ж, Ч, Щ;
  • К – для заднеязычных, далее Г. Х. Кь, Гь, Хь.

Этапы постановки звуков:

  1. подготовительный;
  2. постановка;
  3. автоматизация фонемы в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи;
  4. дифференциация смешиваемых или заменяемых звуков.

Мнение эксперта

Буйнова Надежда Валерьевна

Детский логопед, опыт работы более 20 лет

Минимальное количество занятий с логопедом при дислалии – 2 раза в неделю. Ежедневно родители должны закреплять изученный с педагогом материал, выполняя задания. Ожидаемый результат виден лишь через 2–3 месяца работы, этот срок зависит от возраста ребёнка, структуры дефекта, количества нарушенных звуков, регулярности занятий, домашней работы родителей, квалификации логопеда.

Подготовительный этап

На этом этапе артикуляционный аппарат подготавливается к восприятию и воспроизведению фонемы.

Направления работы:

  • отработка речевого дыхания;
  • развитие фонематического слуха;
  • отработка правильного артикуляционного уклада речевого аппарата;
  • работа над мелкой моторикой рук;
  • отработка опорных звуков.

Ребёнок под руководством логопеда разучивает и отрабатывает комплекс артикуляционных упражнений, тренирующих движения губ, языка, щёк, мягкого нёба, нижней челюсти. К ним присоединяются упражнения на отработку направленной воздушной струи. Одновременно малыш посредством различных упражнений развивает восприятие, память, внимание, мышление, общую и мелкую моторику.

Постановка

На этом этапе соединяются все достижения по освоению правильной артикуляции, направленной воздушной струи, голоса.

Существует игровой способ постановки звука, осознанный способ по подражанию и механический способ укладывания органов артикуляции в нужную позицию при помощи специальных инструментов.

Логопед избегает называть звук, над которым он работает вместе с ребёнком, чтобы в сознании малыша не закрепился старый, неверный стереотип. Итог этого этапа – правильное произношение ребёнком звука без любой помощи.

Автоматизация

Для закрепления поставленного звука в речи его сначала отрабатывают или в открытых слогах в сочетании с гласными А, О, У, Ы (ла, ча, лы, ши), или в закрытых слогах (ас, ар, ац, ещ). Далее звук ставят в положение между двумя гласными (аша, ушу, озо, узу), в слоги с несколькими согласными рядом (шка, ску, тла, рба).

После автоматизации в слогах, приходит очередь автоматизации звука в начале, конце, середине слова. Каждое слово или название картинки проговаривают до 5 раз и повторяют этот урок дома. В начале автоматизации звук, над которым работают, слегка выделяется силой голоса и длительностью произношения, затем этот приём не используют.

После отработки звука в словах подбирают речевой материал для его автоматизации в предложениях, стихотворениях, в прозе, в обычной речи.

Дифференциация

На этом этапе ребёнка учат различать звуки, которые он смешивает, и правильно их произносить. Логопед обращает его внимание на разницу в положении органов артикуляции при произношении звуков, сходных акустически и по двигательным признакам, различать их на слух.

Дифференциация происходит последовательно – звуки различают сначала изолированно, затем в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.

Родителям нужно помнить, что недоразвитие фонематического слуха перейдёт во время обучения в школе в такие сложные патологии, как дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма).

Их коррекция гораздо сложнее и продолжительнее, чем коррекция дислалии.

Нарушения речи негативно влияют на развитие памяти, внимания, мышления, речевого слуха, поэтому родителям ребёнка с дефектным произношением следует как можно раньше обратиться за профессиональной помощью.

Дислалия у детей и методы ее устранения

Источник: https://OurKids.ru/narushenija/rech/dislaliya/

Дислалия у детей и методы ее устранения. Причины, симптомы, лечение дислалии у детей

Дислалия у детей и методы ее устранения у ребенка дошкольного возраста

Нарушение звукопроизношения называется дислалией. Ребенок может переставлять звуки в слогах, менять их на другие. Часто малыши делают замену таким образом, чтобы им было удобнее и проще произносить слова. Дислалия у детей и методы ее устранения определяются логопедом. Этот специалист может установить точный диагноз и разработать тактику исправления данной проблемы.

Причины развития дислалии

Нарушения могут появиться у детей с проблемами развития речевого аппарата: челюстей, языка, губ, зубов. В этом случае говорят о механической дислалии. При нормальном развитии речевого аппарата ставят диагноз “функциональная дислалия”.

Органические нарушения возникают у тех детей, у которых:

– короткая уздечка языка и верхней губы;

– чрезмерно толстые губы;

– дефекты строения неба (оно может быть слишком высоким либо низким);

– слишком большой или, наоборот, маленький язык;

– неправильный прикус;

– малоподвижная верхняя губа.

https://www.youtube.com/watch?v=aP-fHtl_xQM

Причины дислалии у детей могут быть не связаны с особенностями строения речевого аппарата. В этом случае нарушение звукопроизношения возникает из-за:

– подражания чьему-то неправильному говору;

– педагогической запущенности;

– неправильной культуры речи в семье;

– неумения держать язык в правильном положении;

– недоразвитости фонематического слуха;

– быстрых переходов языка от одного движения к другому.

Возможные формы нарушений

Чтобы разобраться, как проявляется заболевание, необходимо понять, какие существуют его формы. В зависимости от количества проблемных звуков дислалия может быть простой или сложной. Это определяет логопед.

В первом случае малыш не будет выговаривать до 5 звуков. При сложной форме дислалии их будет более 5. Логопед может рассказать, что необходимо делать родителям, если была обнаружена дислалия у детей.

И методы ее устранения, и определение подхода к лечению необходимо обсудить уже при первой встрече.

В зависимости от характера дефекта, отдельно выделяют несколько подвидов дислалии:

– ламбдацизм: проблемы с произношением твердого и мягкого «л»;

– ротацизм: ребенок неправильно выговаривает твердую и мягкую «р»;

– сигматизм: нарушения произношения шипящих;

– каппацизм: проблемы с твердой и мягкой «к»;

– йотацизм: неправильное выговаривание «й»;

– хитизм: нарушение в произношении «х»;

– гаммацизм: проблемы с выговариванием «г»;

– дефекты при смягчении и твердости звуков: ребенок может твердые согласные заменять парными мягкими и наоборот;

– дефекты оглушения и озвончения: звонкие согласные меняются на глухие и наоборот.

Так проявляется дислалия у детей. Но не стоит бояться этого диагноза: при правильной работе родителей и логопеда нарушение речи можно исправить.

Формы функциональной дислалии

При обследовании логопед определяет наиболее выраженные признаки речевых нарушений. Это позволяет скоординировать работу логопеда и сделать ее более результативной. Специалисты выделяют такие виды функциональной дислалии:

1) акустическо-фонематическая;

2) артикуляторно-фонетическая;

3) артикуляторно-фонематическая.

В первом случае к проблемам приводит слабое развитие речевого слуха. Из-за этого звуки, близкие по акустическим признакам, смешиваются. Иногда неполноценность их восприятия становится причиной того, что ребенок пропускает их в речи.

Артикуляторно-фонетическая дислалия у детей дошкольного возраста возникает при неверном усвоении артикуляционных позиций. При этом малыши начинают искажать произносимые звуки.

При артикуляторно-фонематической дислалии ребенок не усваивает правильного положения языка, которое должно быть при произношении того или иного звука. Это приводит к их смешению.

Вот такая она разная – дислалия у детей. И методы ее устранения, таким образом, тоже будут разниться. В зависимости от установленного диагноза, логопед должен вырабатывать тактику работы с ребенком.

Коррекция различных форм нарушений речи

Если имеет место неправильное произношение звуков, относящихся к одной группе, например, свистящих, речь идет о простых нарушениях.

Для их исправления достаточно 2-3 месяцев сотрудничества с логопедом, иногда коррекция может длиться полгода.

А вот сложная дислалия у детей, которая характеризуется нарушением произношения 5 и более групп звуков, требует более длительной и кропотливой работы.

В большинстве случаев при сложных формах у детей нарушен фонематический слух.

В процессе коррекции сложности возникают не с тем, что необходимо «ставить» большое число звуков, а с тем, чтобы ребенок начал правильно их слышать. На это уходит много времени.

Важно, чтобы ребенок выполнял задания не только с логопедом, а и с родителями дома. Лишь при регулярных и систематичных занятиях можно в короткие сроки восстановить речь.

Коррекция механической дислалии

Для исправления звукопроизношения у детей, у которых есть проблемы с речевым аппаратом, необходимо устранить саму причину развития патологии. Если таковой является слишком короткая уздечка языка либо верхней губы, то ее достаточно просто подрезать – и ребенок сам начнет правильно говорить.

Немного сложнее обстоят дела в тех случаях, когда нарушения вызваны неправильным прикусом. В этом случае обязательна консультация ортодонта.

Он может помочь исправить прикус с помощью специальных приспособлений даже в раннем возрасте. Если это невозможно, тогда начинается упорная работа логопеда.

Она должна быть направлена на то, чтобы получить необходимый акустический эффект у ребенка с указанными нарушениями.

Также логопед способен помочь и тем детям, у которых неправильное строение неба. Специалисты знают, как направить язычок у тех, у кого «готический», плоский или щелеобразный верхний свод во рту.

Обследование ребенка

Прежде чем приступить к занятиям, логопед должен исследовать подвижность речевого аппарата ребенка и узнать у матери о течении беременности и родов.

Разнообразные дидактические материалы позволяют определить имеющиеся дефекты и определить степень развития детей. После такого исследования логопед может сказать, есть ли дислалия у детей.

“Симптомы” (явное нарушение речи) оцениваются в сочетании с проверкой фонематического восприятия. Лишь после этого ставится диагноз.

Если логопед не заметит механические нарушения, он отправит ребенка к профильному специалисту. Это может быть хирург, ортодонт или отоларинголог.

К последнему специалисту логопед может порекомендовать сходить, если подозревает, что у ребенка нарушен слух. При функциональной форме патологии желательно посетить невролога.

Он проводит обследование детей с дислалией, чтобы исключить общее недоразвитие речи. Хотя предварительный диагноз может поставить и логопед.

Этапы коррекции звукопроизношения

Педагог разрабатывает систему взаимодействия с малышом, у которого была диагностирована дислалия. Работа должна быть направлена не только на коррекцию звукопроизношения, но и на развитие памяти, внимания, фонематического слуха. Также специалист прилагает усилия для развития речевой моторики.

Для этих целей делается специальный логопедический массаж. Также часть занятия отводится для выполнения гимнастики. Она является обязательной, если была диагностирована дислалия у детей.

Лечение (упражнения помогают развить речевой аппарат) заключается в выработке правильного произношения звуков, их автоматизации и развитии способности к слуховой дифференциации.

При постановке звуков одновременно проводится работа по их автоматизации. Для этого они проговариваются в составе отдельных слогов и слов. Для правильной постановки используют методику подражания. Если она не дает результатов, то логопед с помощью специального зонда может помочь ребенку, направив язык в нужную сторону.

Цели логопедической коррекции

Работа специалиста должна быть направлена как на исправление звукопроизношения, так и на узнавание звуков, умение их правильно произносить, контролировать свою речь.

Надо знать все особенности преодоления дислалии у детей, ведь без этого не удастся достичь результата. Для организации работы пары «логопед – ребенок» надо создать благоприятные условия.

Малыш должен доверять педагогу, у них должен быть эмоциональный контакт. Для этого логопеду необходимо позаботиться об организации занятий в интересной для ребенка форме.

Они должны побуждать познавательную активность, предупреждать возможное утомление.

Если этого удастся достичь, то ребенок сможет:

– научиться узнавать разные звуки и не смешивать их;

– отличать правильное звукопроизношение от неправильного;

– контролировать собственную речь;

– легко варьировать звуки в речевом потоке;

– безошибочно определять звук и выделять его в речи.

Профилактика дислалии

Если родители не хотят в будущем искать материалы на тему “Дислалия у детей и методы ее устранения”, то им надо заранее узнать, как предотвратить развитие такого нарушения.

Профилактикой развития механической формы заболевания будет регулярный осмотр профильными врачами, которые смогут вовремя выявить анатомические нарушения развития речевых органов.

Важно также окружить ребенка людьми с правильной речью. Взрослые не должны «сюсюкать» с малышом, ведь это формирует у него стереотипы общения. У ребенка должно быть несколько примеров для подражания. Если у одного из родственников есть речевые проблемы, то его роль в воспитании чада не должна быть ведущей.

Источник: https://FB.ru/article/248193/dislaliya-u-detey-i-metodyi-ee-ustraneniya-prichinyi-simptomyi-lechenie-dislalii-u-detey

Дислалия у детей – причины, симптомы. коррекция

Дислалия у детей и методы ее устранения у ребенка дошкольного возраста

Термин «дислалия» применяется для определения распространенного дефекта речи, выраженного в изменении, искажении, замене или отсутствии звуков. Выделяют функциональную и механическую формы дислалии.

Для постановки диагноза и составления схемы лечения требуется консультация логопеда. Коррекция базируется на формировании коммуникативных и произносительных навыков, включает обязательный подготовительный период. В ряде случаев для устранения дефектов речи требуется оперативное вмешательство.

Что такое дислалия у детей

Дислалия представляет собой неверное употребление звуков, нарушение их произношения. Заболевание не сопряжено с дисфункциями нервной системы, речевого аппарата, органов слуха или зрения. Патология распространена среди детей раннего школьного и дошкольного возраста.

Согласно данным статистики, современные дети часто страдают полиморфными нарушениями речевого произношения. Впоследствии подобное может привести к проблемам с письменной речью.

Особенностью дислалии называют отсутствие дефектов речевого и слухового аппарата. Ребенок хорошо разговаривает, отсутствует диагноз «задержка речевого развития».

Причины возникновения дислалии

Замена звуков при дислалии может быть следствием ряда провоцирующих факторов, распространенными среди которых называют:

  1. Анатомически неверное расположение зубов.
  2. Нарушения прикуса.
  3. Короткая уздечка языка.
  4. Низкое либо чрезмерно высокое небо.
  5. Расщелины неба или губ.
  6. Нарушение подвижности языка или губ.

В числе психологических факторов, которые могут повлечь развитие дислалии:

  1. Слабость, сниженный иммунитет, частая заболеваемость.
  2. Дефекты речи у родителей. Это влечет за собой подражание неправильным словам и звукам.
  3. Нарушения фонематического слуха.
  4. Запущенность педагогического воспитания.

В числе распространенных причин нарушения функционирования головного мозга. В подобных клинических случаях ребенок страдает не только приведенной выше патологией, но также иными формами нарушения речевой функции.

Физиологические предпосылки механической дислалии

Механическая форма патологии развивается вследствие влияния физиологических причин, в числе которых анатомические нарушения строения речевого аппарата.

К распространенным формам ее возникновения относят такие патологии, как короткая подъязычная уздечка, затрудняющая свободные движения, языка, диспропорциональные размеры указанного органа. Кроме того, привести к развитию патологии могут нарушения зубочелюстного аппарата.

Социальные предпосылки функциональной дислалии

Для функциональной формы патологии называют характерными следующие варианты факторов:

  1. Педагогическая запущенность. В данном случае подразумевается, что родители в процессе воспитания не уделяют внимания тому факту, что малыш неверно воспроизводит звуки.
  2. Ограничение подвижности речевого аппарата на фоне отсутствия методов коррекции, способствующих ее устранению.
  3. В семье принято разговаривать в быту на двух и более языках. В ряде случаев ребенок может переносить способы произношения одного из языков на другой.
  4. Нарушения правил речевого воспитания. В подобной ситуации ребенок копирует звуки, неверно произносимые взрослыми.
  5. К числу провоцирующих факторов также относят различные формы умственной отсталости, когда ввиду отклонений ребенок искажает звуки.

Симптомы дислалии

Симптоматика дислалии включает нарушения произношения, замену или искажение звуков.

К числу основных признаков относят:

  1. Нарушение произношения отдельных звуков, к примеру «л», «р», «х», «к», «й».
  2. Замена твердых согласных букв мягкими или наоборот.
  3. Речевые расстройства могут носить комбинированную форму.
  4. У ребенка может проявляться как единичный вариант нарушения произношения, так и сочетание нескольких.

Диагностика дислалии

Диагностика дислалии включает работу с пациентом логопеда, и применение дифференциального метода.

задача специалиста заключается в дифференциации дислалии от дизартрии – серьезного заболевания, которое сопровождается не только искажением звукопроизношения, но также уровнем запоминаемости, спецификой восприятия ребенка, иными проявлениями.

Также диагностика включает выявление фактора, провоцирующего развитие патологии, и форму расстройства.

Коррекция дислалии

Эффективность коррекционных мер, направленных на лечение дислалии, зависит от формы и степени патологии. В целом схема устранения подчиняется следующему алгоритму действий:

Если была диагностирована механическая форма патологии, требуется устранение физиологических аномалий, которое производится чаще путем хирургического вмешательства.

На фоне функциональной формы патологии большая часть коррекционных мероприятий направлена на развитие речевой моторики.

На протяжении второго этапа курса коррекции производится обучение ребенка первичным навыкам произношения. Как правило, осуществляется это в игровой форме путем подражания.

Завершающий этап коррекции подразумевает закрепление полученных ребенком базовых навыков.

В зависимости от тяжести патологии коррекция дислалии может проводиться на протяжении от одного месяца до полугода.

В наиболее тяжелых случаях может потребоваться не менее десяти – двенадцати месяцев.

Коррекция патологии включает не только правильную постановку звукопроизношения, но также обучение коммуникативным навыкам, развитие внимательности и памяти.

Способы коррекции дислалии

Существует стандартный подход специалистов к проведению занятий, направленных на коррекцию дислалии.

Независимо от специфики работы логопеда, каждое занятие базируется на основных принципах:

  1. Каждое занятие основывается на охвате определенной темы. Такой подход позволяет сохранить интерес ребенка, а также повысить уровень интеллектуального развития в целом.
  2. Постановка звуков не является единственной задачей. Специалист устанавливает несколько целей, достижение которых осуществляется в рамках одного или нескольких занятий.
  3. Занятия строятся согласно последовательной схеме. То есть, определенные варианты коррекции применяются только после закрепления какого-либо навыка.

Для формирования у ребенка интереса к проводимым занятиям обязательно учитывается возраст малыша. К примеру, у детей младшего возраста занятия проводятся исключительно в игровой форме.

Упражнения для устранения механической дислалии

Комплекс упражнений, направленных на устранение механической дислалии, составляется логопедом в индивидуальном порядке с учетом факторов, которые привели к развитию патологии.

Существуют, однако, базовые элементы комплекса, в число которых входит пальчиковая, дыхательная гимнастика, формирование звукопроизношения в игровой форме.

Наиболее важным и сложным этапом коррекции называют автоматизацию фонема, что подразумевает закрепление новоприобретенных навыков.

В большинстве случаев ребенок произносит звуки неверно по привычке. Для исключения подобного также применяются различные варианты осложнений.

Артикуляционные упражнения для губ

Задачей артикуляционной гимнастики называют прививание умения и навыков задействования собственного речевого аппарата.

Существует масса различных упражнений, которые позволяют добиться требуемых результатов. Для облегчения поставленной задачи логопед нередко предлагает пациенту выполнять упражнения перед зеркалом.

Одним из популярных вариантов артикуляционной гимнастики называют комплекс упражнений для языка и губ.

Манипуляции более чем просты: в первую очередь необходимо высунуть язык, полностью расслабив его и положив на нижнюю губу. Далее требуется свернуть язык в трубочку, вытянуть максимально вперед.

Такую же манипуляцию провести с губами.

Прогноз на выздоровление и меры профилактики

Если развитие дислалии у детей дошкольного возраста не обусловлено поражением головного мозга, прогноз носит благоприятный характер.

В ряде случаев расстройство может быть устранено в зрелом возрасте.

Для полноценного закрепления результатов коррекции взрослым членам семьи ребенка требуется соблюдать правила произношения звуков, отказаться от употребления уменьшительно-ласкательных форм речи.

Основными мерами профилактики дислалии называют следующие:

С целью полноценного развития и укрепления артикуляционного аппарата рекомендуется своевременно начать давать ребенку твердую пищу. Часто нарушениями страдают дети, которые длительное время употребляли только мягкую еду.

Занятия, направленные на развитие мелкой моторики.

Главной мерой профилактики дислалии у дошкольников называют правильное произношение звуков родителями.

Рассмотрим как проявляется дислалия у детей и методы ее устранения.

Важной мерой профилактики называют своевременное выявление расстройств речи. Устранить имеющиеся дефекты и звуковое оформление у детей с дислалией рекомендуется в возрасте до шести лет.

В противном случае ребенку будет сложно осваивать учебный процесс в школе. Именно внимательное отношение к проблемам речи ребенка и своевременная коррекция позволят избежать негативных последствий в будущем.

Источник: https://logoprav.ru/defekty/dislaliya-u-detej

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.