Дети с нарушением слуха и их развитие: характеристики и воспитание слабослышащих детей

Содержание

Характеристика детей с нарушением слуха: особенности образования и реабилитация

Дети с нарушением слуха и их развитие: характеристики и воспитание слабослышащих детей

Краткая характеристика детей с нарушением слуха показывает то, что обучение их возможно как в пределах школы, так и в специальных учреждениях.

Нарушение слуха (начальный дефект) приводит к недоразвитию речи (второстепенный дефект) и к замедлению или же специфичному становлению иных функций, связанных с пораженной (визуальное восприятие, мышление, интерес, память), что и задерживает психологическое формирование в целом. В специальной психологии такого рода вид психологического развития носит название дефицитарный.

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха

Психологическое развитие малышей, имеющих патологии слуха, подчиняется этим же закономерностям, что выявляются в развитии нормально слышащих детей (Л. С. Выготский).

Психологическое развитие детей с патологией слуха происходит в специальных условиях ограничения наружных влияний и контактов с находящимся вокруг миром.

Вследствии этого психологическая активность ребенка упрощается, взаимодействия на наружные влияния станут меньше трудными и различными, формирующиеся межфункциональные взаимодействия меняются.

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха говорит о том, что для ребенка с такой патологией, формы объектов и предметов нередко представлены в виде инертных стереотипов: вот зеленого цвета котелок, голубого цвета уже не котелок, иной объект. Овладевшие в ходе изучения информацией глухие дошкольники при затруднениях зачастую применяют естественные жесты в качестве средства коммуникации.

У дошкольников с нарушениями слуха могут встречаться перемены в темпах психологического формирования по сопоставлению с нормально слышащими детьми: затормаживание психологического развития через определенный период после рождения и/или после утраты слуха и форсирование в дальнейшие периоды при соответственных обстоятельствах преподавания и воспитания.

Для ребенка с нарушениями слуха свойственна олигофрения в функционировании одних органов чувств и условная сохранность иных. К примеру, сохранена кожная восприимчивость, однако в отсутствии обучения не развивается слуховое восприятие, а визуальное формируется в особых обстоятельствах, компенсируя слух.

Наглядные формы мышления доминируют у малышей, а письменная речь (по методологии преподавания эти дети учатся читать в раннем возрасте, до 3 лет) доминирует над устной. Патология приводит к особенностям становления познавательной и индивидуальной отрасли. Характерные черты познавательной отрасли:

  1. Визуальный анализатор плохослышащего малыша станет основным в постижении окружающего мира и в овладении информацией.
  2. Становление визуального восприятия у ребенка с патологией слуха имеет несколько отличительных черт: аналитический вид восприятия: замечают элементы и детали предметов, картинки содержат больше частностей и элементов.
  3. Трудности в синтетическом восприятии: трудности в узнавании прерывистых, перевернутых картинок, в восприятии картин, что выражают пространственные отношения.
  4. Дошкольник с такой патологией способен понимать речь произносящего, основываясь, на визуальное понимание.

Роль зрительного восприятия

Огромную роль для компенсации патологии играет визуальное восприятие. Общая характеристика детей с нарушением слуха и зрения прослеживает замедленное по сравнению со слышащими ровесниками распознавание объектов.

Таким образом, глухим и слышащим детям младшего школьного возраста демонстрируют рисунки хорошо знакомых вещей на краткие промежутки времени (от 22 до 7 с).

Это позволяет обнаружить, какое время нужно детям для узнавания объектов.

У глухих малышей понимание и распознавание проходило более медленно, чем у слышащих ровесников. Им требуется побольше времени для того, чтобы отметить информативные свойства объекта. Еще немалые препятствия появляются при потребности узнавания знакомых объектов геометрических фигур, автономных элементов (групп точек и линий) в перевернутом на 180 положении.

По теории ученых, это связано с менее детальным анализированием и синтезированием объектов, с задержанным формированием у глухих малышей произвольности хода восприятия. Акцентирование и распознавание форм объектов облегчается вследствие овладению соответствующими обозначениями и использованием их на практике.

Особенности мышления

Родителям и педагогам необходимо знать краткую характеристику детей с нарушением слуха. В развитии мышления эксперты подмечают, что свойства словесной памяти ребенка с нарушениями слуха пребывают в непосредственный связи от замедленного темпа их речевого формирования. Характерные черты мышления:

  • у ребенка с нарушениями замечается превосходство нагляднообразного мышления над словесно-логическим;
  • степень формирования словесно-логического мышления зависит от формирования речи плохослышащего.

Отличительные черты мышления ребенка с такой патологией объединены с заторможенным овладением словесной речью. Более наглядно это выражается в формировании словесно-логического мышления. Наглядно-действенное и образное мышление глухих и слабослышащих обучающихся также имеет специфические особенности.

Нарушение слуха проявляет влияние на становление всех мыслительных операций, приводит к затруднениям в применении теоретических познаний на практике. Изучения выявили, что глухому подростку необходимо несколько больше времени для осмысления приобретенных познаний, чем его слышащему ровеснику.

Эмоциональная сфера

Характерные черты становления эмоциональной сферы:

  1. Плохослышащий дошкольник не всегда подразумевает условия, в которых происходит процесс, и эмоциональные проявления находящихся вокруг и по этой причине не может сопереживать им.
  2. Дошкольник с патологией слуха дифференцирует противоположные чувства (плачет, смеется, злой добрый), имеет трудности в запоминании их наименований.
  3. Ребенок с нарушенным слухом не способен полноценно усвоить социальный опыт через речь.
  4. Олигофрения различных типов детской деятельности (предметной, игровой, элементарной трудовой) проявляет отрицательное воздействие на развитие индивидуальных качеств.

Межличностные отношения

Характеристика детей подросткового возраста с нарушением слуха в межличностных отношениях:

  • для плохослышащего подростка старший проводник и интерпретатор в ходе взаимодействия с обществом «слышащих»;
  • приоритетное взаимодействие со старшим и ограниченное с детьми группы;
  • вероятно выражение враждебного поведения, взаимосвязанное с недопониманием детей старшими и слышащими ровесниками;
  • «доброжелательная враждебность» применение ребятами с нарушением слуха невербальных средств для привлечения интереса собеседника.

В соответствии с едиными закономерностями психологического формирования личность глухого и слабослышащего ребенка создается в ходе общения с ровесниками и взрослыми в процессе освоения социального опыта.

Несоблюдение или абсолютная потеря слуха приводят к трудностям в общении с окружающими, задерживает процедура освоения информации, обедняет опыт детей и не способен не сказаться на развитии их личности.

Реабилитация детей с нарушением слуха

Реабилитация детей с нарушением слуха делиться на несколько этапов

Диагностика. Главную роль на этом этапе играют врачи которые при помощи специализированного оборудования ставят диагноз. На установление диагноза могут повлиять такие факторы

  • самочувствие ребенка;
  • поведение ребенка;
  • психическое здоровье ребенка;
  • возраст ребенка.

На этом этапе так же на помощь врачу приходят сурдопедагог и психолог. Сурдопедагог проводит свои наблюдения и по их результатам подтверждает или корректирует диагноз. Психолог определяет уровень психологического развития и разграничивает умственные нарушения от нарушений зрения и слуха.

Коррекция и реабилитация. Сурдолог подбирает и регулирует слуховой аппарат под потребности ребенка. Настройка слухового аппарата должна происходить постоянно в дошкольном и школьном возрасте ребенка. Настройка аппарата производится по возрастным и психологическим показателям, а так же зависит от возможностей семьи.

Методы реабилитации

Выделяют следующие методы реабилитации:

  1. Медицинская. Лечение и хирургическое вмешательство (имплантация устройства которое преобразует импульсы с внешнего микрофона в понятные для ЦНС сигналы).
  2. Техническая. Протезирование слуховыми аппаратами.
  3. Психологическая и педагогическая. При помощи сурдологических и логопедических приемов развивается слух, речь, мышление и прочие психические функции.
  4. Социальная реабилитация включает в себя возможность выбора родителями места обучения для своего ребенка, а также предоставление государством бесплатных слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов.
  5. Двигательная. Этот вид реабилитации направлен на развитие физических качеств и двигательных способностей.
  6. Верботональный. При использовании данного метода ребенок занимается с педагогом. Они говорят в микрофон при помощи фильтров звук проводится не только через уши, но и превращается в вибрации что позволяет ребенку тактильно ощущать речь. Такой способ позволяет ребенку более быстро воспринимать и понимать окружающих, а также улучшает развитие его речи.

Дополнительно психолог проводит беседы с родителями ребенка. Рассказывает, как им правильно обращаться и общаться с слабослышащим или глухим ребенком, и какие у них есть права.

Обучение детей с нарушением слуха

Человек развивается непосредственно в контакте с окружающей средой. Такое взаимодействие происходит с определенными анализаторами, а именно – слухового, кожного, зрительного, вкусового и других.

Слуховой анализатор является одним из важнейших, поэтому какие бы причины ни были для частичной или полной утраты слуха ребенком, последствия, в основном, только социальные:

  • ограничение общения со сверстниками;
  • замкнутость;
  • нарушение памяти, речи;
  • развитие особенного мышления и т. д.

Исходя из психологических и медицинских критериев, детей с нарушением слуха разделяют на:

  1. Глухих.
  2. Слабослышащих.
  3. Позднооглохших.

Психолого-педагогическая характеристика речи детей с нарушением слуха обозначает, что к слабослышащей категории врачи, как правило, относят детей, которым наличие минимального слуха позволяет овладеть азами речевого общения, без вмешательства специалистов, то есть самостоятельно.

У слабослышащих детей не полностью потерян слух, и организм ребенка старается обойти этот дефект, компенсировать такой недостаток. Этим ребенок принципиально отличается от глухих и слышащих детей. У таких детей недостаток слуха является принципиальным фактором развития особенности речи.

Для детей с нарушением слуха предусмотрены специальные образовательные учреждения: детские сады, в которых существует две группы – для слабослышащих и глухих детей.

Специальные школы, как правило, такие учреждения разграничиваются для слабослышащих и глухих детей.

Обучение слабослышащих детей

Особенности нарушения слуха, а именно его частичное наличие, самостоятельное обучение основами речевого общения, а также адаптация к слуховому дефекту – не только определяет нюансы развития, но и также является путями к специальному обучению.

Обучение основывается не только в получении и усвоении новых знаний и навыков, оно также направлено на преодоление нарушения социального развития таких детей.

Так, разработаны специальные методы обучения, которые опираются не только на развитие речи, но и развивают компенсационные механизмы.

Такие методики требуют определенных условий, а именно способных к развитию и увеличению уже имеющего компенсационного фонда у ребенка.

Обучение по специальным методикам направлено на выявление пробелов в развитии речи и их восполнению. Благодаря ему формируется правильная речь, понятийное мышление и улучшается память. Также особое внимание уделяют развитию словарного запаса.

Особенности методики и ее специфика вовсе не означают, что обучающий процесс отличен от обычных школ. Он лишь разнится тем, что особую роль в нем играет специфическая методика обучения языку – накопление словарного запаса, коррекция лексики и понимания фраз и словосочетаний.

Также специальные школы уделяют значительное внимание полисенсорному обучению – способности чтения слов по губам, опираясь на слух. Письмо и чтение также являются частью специального обучения. Такие навыки позволяют в достаточной мере овладеть языком и речью, а также способствую формированию личности и преодолению психологических барьеров.

Важное место занимает специальная литература, в которой особое место отводится иллюстрациям, которые максимально точно должны передавать содержание материала.

Обучение глухих детей

Обучение глухих детей проводится с использованием целого комплекса специальных методик. Основной задачей, которых является обучение речи, правильному пониманию сложных значений и адаптации в социальной среде.

Основным методом обучения глухих детей является билингвистическая методика, которая основана, по сути, на изучении двух средств обучающего процесса – на основе языка жестов и языка в письменной и устной речи. Такой подход к обучению начали практиковать еще в 80-е годы прошлого столетия.

Особенность методики заключается в том, что нет преференций между средствами обучающего процесса. Напротив, изучение жестового языка направлено на ускорение передачи информации, эмоций, то есть устранению коммуникационных барьеров.

Устранение коммуникационных преград между преподавателем и учителем способствует быстрому усвоению материала, предания эмоционального фона, а также позволяет установить доверительные отношения, что немаловажно в образовательном процессе.

Однако, такой способ обучение не является панацеей, существует множество нерешенных проблем, например, до сих пор неясно оптимальное соотношение изучения языков.

К тому же письменная речь может быть национальная, а язык жестов международным, что усложняет образовательный процесс.

Сегодня для обучения детей, помимо специальных методик, все чаще используют достижения науки – различные усилители звука и имплантаты. А также все чаще совершенствуются методики с применением современной техники. Использование современной техники в процессе обучения является не только средством оптимизации, но и преодолением отклонений в развитии.

Источник: https://FB.ru/article/382989/harakteristika-detey-s-narusheniem-sluha-osobennosti-obrazovaniya-i-reabilitatsiya

Классификация детей с нарушениями слуха

Дети с нарушением слуха и их развитие: характеристики и воспитание слабослышащих детей

В данной статье пойдет речь о классификации детей с нарушением слуха, методики их обследования (различия по состоянию слуха, определение степеней тугоухости и группы глухоты), а также в чем отличие нарушение слуха у ребенка от взрослого человека.

У детей с нарушением слуха имеющие стойкое двустороннее нарушение, обычное речевое общение с окружающими затруднено или без слухового аппарата невозможно. В соответствии со статистикой Всемирной Организации Здравоохранения по индустриально развитым странам, число детей в возрасте до 16 лет, страдающих нарушениями слуха различной этиологии, в России превышает 600 тыс.

В России создана единая система раннего выявления нарушений слуха, начиная с периода новорожденности.

К настоящему времени созданы медицинские и педагогические методики выявления нарушений слуха у детей младенческого, раннего, дошкольного и школьного возраста и взрослых (Г.А. Таварткиладзе, М.Я. Козлов, Ф.Ф. Pay, И.Г. Багрова, Э.И. Леонгард, А.Л. Левин, Е.П. Кузьмичева, Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко и др.)

Данные педагогического обследования дополняют результаты медицинской диагностики нарушений слуха. Результаты аудиологического и педагогического обследования сопоставляются между собой, и только при условии их соответствия можно быть уверенным, что состояние слуха оценено правильно.

Методики обследования слуха у детей

Педагогические методики обследования слуха у детей первого года жизни основываются на регистрации безусловных ориентировочных реакций на различные звуки: музыкальные инструменты и игрушки с разной частотной характеристикой (погремушка, дудка, гармошка, свисток, барабан), голос (в зависимости от состояния слуха — разговорной или повышенной громкости), шепот (если отмечаются реакции на голос разговорной громкости на расстоянии более 1 м). Данные реакции проявляются в замирании (двигательном торможении) или, наоборот, активизации движений, повороте головы или глаз в сторону звука, в плаче, прекращении или активизации сосания и др. У детей старше 1,5 лет при обследовании слуха выявляется наличие условной двигательной реакции на различные неречевые и речевые стимулы, расстояние, на котором дети уверенно реагируют на данные стимулы определенным действием (умеют ждать начала сигнала и действуют точно на начало сигнала). В качестве звуковых стимулов используются музыкальные инструменты и игрушки с разной частотной характеристикой, слогосочетания и слова, произносимые голосом разговорной или повышенной громкости, шепотом. Кроме этого выявляются возможности ребенка воспринимать на слух знакомые слова с разной частотной характеристикой (используются специальные списки слов), расстояние, на котором ребенок точно повторяет предъявленные речевые стимулы. В обследование включается также выявление у ребенка возможности различать на слух знакомые слова в условиях ограниченного выбора после неоднократного предъявления образца звучания.

Различия по состоянию слуха

По состоянию слуха различают детей слабослышащих (страдающих тугоухостью) и глухих. Тугоухость — стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи.

Тугоухость может быть выражена в различной степени — от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. При тугоухости у ребенка возникают затруднения в восприятии и самостоятельном овладении речью.

Однако остается возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искаженным составом слов. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми.

Глухота — глубокое стойкое поражение слуха, при котором восприятие речи без слухового аппарата становится невозможным. При глухоте самостоятельного овладения; речью детьми (спонтанное формирование речи) не происходит.

Внутри каждой из этих групп отмечается различное понижение слуха. В аудиологии разработан ряд классификаций детей с нарушениями слуха, в основу которых положены различные факторы. В сурдопедагогике в нашей стране широко пользуются классификацией Л.В. Неймана (1961). В ней учитываются степень поражения слуховой функции и возможности восприятия речи на слух.

Определение степеней тугоухости

В качестве основного критерия определения степеней тугоухости Л. В. Нейман использует степень понижения слуха в области речевого диапазона частот по данным субъективной тональной пороговой аудиометрии.

В зависимости от средней потери слуха в указанном диапазоне выделяются три степени тугоухости:

  • 1-я степень — снижение слуха не превышает 50 дБ;
  • 2-я степень — средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ;
  • 3-я степень — потеря слуха превышает 70 дБ.

Затруднения в овладении речью могут возникать у ребенка уже при снижении слуха на 15—20 дБ. Это состояние Л.В. Нейман считает границей между нормальным слухом и тугоухостью. Условная граница между глухотой и тугоухостью, по классификации Л.В. Неймана, находится на уровне 85 дБ.

При 1-й степени тугоухости, когда средняя потеря слуха не превышает 50 дБ, для ребенка остается доступным речевое общение: он может разборчиво воспринимать речь разговорной громкости на расстоянии более 1—2 метров, шепот около уха.

При 2-й степени тугоухости снижении слуха от 50 до 70 дБ, речевое общение затруднено, так как разговорная речь воспринимается на расстоянии до 1 метров, шепот не воспринимается.

При 3-й степени тугоухости потере слуха свыше 70 дБ, общение нарушается, так как речь разговорной громкости воспринимается не всегда разборчиво даже у уха.

Группы глухоты

Возможности, которыми располагают глухие дети для различения звуков окружающего мира, зависят в основном от диапазона воспринимаемых частот. В зависимости от диапазона воспринимаемых частот выделены четыре группы глухих:

  • 1-я группа — дети, воспринимающие звуки до 250 Гц;
  • 2-я группа — дети, воспринимающие звуки до 500 Гц;
  • 3-я группа — дети, воспринимающие звуки до 1000 Гц;
  • 4-я группа — дети, которым доступно восприятие звуков в широком диапазоне частот до 2000 Гц и выше.

В настоящее время при оценке состояния слуха детей широко используется Международная классификация нарушений слуха. В соответствии с Международной классификацией средняя потеря слуха определяется в области частот 500,1000 и 2000 Гц.

  • 1-я степень тугоухости — снижение слуха составляет 25—40 дБ;
  • 2-я степень — 40—55 дБ;
  • 3-я степень — 55—70 дБ;
  • 4-я степень — 70—90 дБ.

Снижение слуха более 90 дБ определяется как глухота.

Нарушение слуха у ребенка

Нарушение слуха у ребенка необходимо рассматривать в его принципиальном отличии от аналогичного недостатка у взрослых. У взрослого нарушение деятельности слухового анализатора приводит к проблемам устного общения. Нарушение слуха в раннем возрасте влияет на ход психического развития ребенка, вызывает ряд тяжелых вторичных отклонений в развитии, прежде всего в формировании речи.

Слух и речь тесно связаны между собой. С одной стороны, нарушение слуха препятствует естественному развитию речи; с другой — нормальное использование слуха находится в зависимости от уровня развития речи.

Слуховое восприятие имеет решающее значение для формирования речи: невозможность полноценного слухового восприятия создает препятствия для овладения речью и вызывает нарушения речевого общения у ребенка.

Отсутствие устной речи или значительное ее недоразвитие затрудняет овладение письменной формой речи: понимание читаемого, передача собственных мыслей на письме. В свою очередь, недоразвитие речи служит препятствием в овладении знаниями в различных сферах жизни человека.

Группа детей с нарушениями слуха исключительно разнообразна и по уровню речевого развития, что обусловлено сочетанием следующих факторов: степенью нарушения слуха, временем возникновения слухового дефекта, педагогическими условиями, в которых находился ребенок после появления нарушения слуха; индивидуальными особенностями ребенка. Отмечается прямая взаимосвязь между снижением слуха и состоянием речи: чем больше потеря слуха, тем сильнее страдает речь ребенка, а при тяжелых нарушениях она вообще не развивается без специального обучения.

Педагогические условия, в которых находится ребенок после потери слуха, имеют важное значение для его психического и речевого развития: чем раньше выявлено снижение слуха, тем успешнее будет проходить развитие ребенка, тем меньше опасность тяжелого отставания в развитии познавательной деятельности, формировании речи и общения, личностном развитии.

Для успешного развития ребенка со сниженным слухом важное значение имеет раннее слухопротезирование, создание речевой среды в семье, проведение обще развивающих и коррекционных занятий. На процесс речевого развития детей с нарушениями слуха влияют дополнительные нарушения (задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение зрения и т. п.

), которые значительно затрудняют процесс формирования речи и развития личности в целом.

Глухие и слабослышащие

Ориентируясь на указанные принципиальные положения педагогической типологии, P.M. Боскис выделила две основные группы детей с недостатками слуха: глухие и слабослышащие.

К группе глухих отнесены дети, состояние слуха которых не создает возможности для спонтанного формирования речи (без специального обучения). В зависимости от состояния речи среди глухих выделены две категории.

Первая категория — дети без речи, родившиеся глухими или потерявшие слух в период, предшествующий формированию речи (примерно до 2 лет), — это ранооглохшие дети.

Вторая категория — дети, потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована, при этом уровень развития речи может быть различен — это позднооглохшие дети.

К группе слабослышащих отнесены дети с нарушенным слухом, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени.

С учетом состояния речи выделены две категории слабослышащих детей: слабослышащие дети, которые к моменту поступления в школу имеют тяжелое недоразвитие речи, (отдельные слова, короткие, неправильно построенные фразы, грубые нарушения лексического, грамматического, фонетического строя речи), и слабослышащие дети, владеющие развернутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонетическом оформлении.

На основании выделения различных групп детей с нарушениями речи P.M. Боскис определила дифференцированные условия их обучения, основанные на различных способах восприятия речи и различных способах ее формирования.

В соответствии с выделенными категориями детей были созданы различные типы школ: специальная школа для, глухих детей и специальная школа для слабослышащих и позднооглохших детей с двумя отделениями: первое; — для детей, владеющих развернутой речью; второе — для детей с глубоким недоразвитием речи.

Вывод. Дети с нарушениями слуха представляют собой неоднородную группу, характеризующуюся разной степенью и характером нарушений слуха; временем, в котором произошло понижение слуха; уровнем речевого развития; наличием или отсутствием дополнительных отклонений в развитии в качестве первичных, а также педагогическими условиями, в которых находился ребенок после потери слуха.

Источник: https://stznaniy.ru/razvitie-rechi-u-slaboslyshashchikh-detej/124-klassifikatsiya-detej-s-narusheniyami-slukha.html

Слабослышащие дети

Дети с нарушением слуха и их развитие: характеристики и воспитание слабослышащих детей

Согласно статистике, на тысячу новорожденных приходится один слабослышащий. Но с каждым годом таких детишек становится больше в связи с перенесенными болезнями или из-за лечения какими-либо препаратами, которые дали осложнение на слух.

В процессе роста ребенок познает окружающий мир через зрение, осязание и обоняние. С помощью слуха и речи он понимает людей, узнает об их намерениях, а также познает разнообразие человеческого общения.

Общаясь с окружающими, малыш познает эмоциональные оттенки речи, которые не воспринимаются, передаваясь другим способом.

Поэтому слабослышащий или глухой ребенок воспринимает окружающий мир не таким, как видим и воспринимают его здоровые люди.

Слабослышащие и глухие дети: особенности, характеристика, развитие

Дети, у которых понижен слух  от 15-20 дб до 75 дб, считаются слабослышащими.  В отличие от глухих детишек они способны накапливать минимальный запас слов благодаря слабому слуху.

Несмотря на то, что эти слова не совсем полноценны по своему фонетическому оформлению, их можно понять. И самое главное, благодаря этому с ними можно общаться. Но только при одном условии: чтобы эти дети пребывали в говорящей среде.

Важно также проводить с ними индивидуальные занятия по развитию речи.

У слабослышащих деток наблюдается:

  • отклонение психики от нормы;
  • нарушение некоторых функций психики, которые определяют ход развития его личности.

В связи с неполноценным слухом наблюдается изменение хода общего развития, а также значительное осложнение социальной адаптации. Неполноценная речь у слабослышащих детей подчинена таким закономерностям:

  1. Ограниченный запас слов.
  2. Дефекты произношения.
  3. Неполноценное усвоение звукового состава слова.
  4. Ограниченное понимание устной речи.
  5. Неправильное усвоение и употребление слов.
  6. Ограниченное понимание печатного текста.
  7. Аграмматизм.

Развитие детей, которые слабо слышат, напрямую зависит от ранней диагностики нарушения слуха, а также от успешной организации специального обучения. Но существует одна проблема: развитие речи непосредственно связано со слухом, и от этих двух факторов зависит интеллект ребенка.

Полная глухота диагностируется в раннем возрасте, а то, что ребенок плохо слышит, может выясниться только в школьном возрасте. Дети, которые слабо слышат, понимают только обрывки фраз, а не все предложение.

В связи с этим они недополучают важную часть информации об окружающем мире, отстают в учебе от своих сверстников, им требуется специальная подготовка к школе.

В случае раннего выявления патологии с детьми проводится специальное обучение, они также постоянно носят слуховой аппарат.

Благодаря этому они почти ничем не отличаются от ровесников в интеллектуальном развитии. Кроме того, такие дети должны посещать специализированные дошкольные и школьные учреждения.

После обучения ребенка слышать и понимать обычную разговорную речь его можно перевести в обычную школу.

У глухих детишек, как правило, поражена звуковоспринимающая часть слухового аппарата. У слабослышащих, как правило, поражена одна звукопроводящая часть (среднее ухо).

Глухие дети отличаются такими особенностями:

  1. Большинство из них обладает остаточным слухом (восприятие очень громких звуков  силой более 80 дБ в диапазоне до 1000-2000 Гц); 
  2. Не могут овладеть речью без посторонней помощи.
  3. Общаются со слышащим с помощью жестов и мимики.
  4. Без специального образования становятся глухонемыми.
  5. Недостаток слуха препятствует полноценному познанию окружающего мира.

Слабослышащие тугоухие дети: лечение

Тугоухость характеризуется стойким понижением слуха. Зачастую она возникает вследствие перенесения острого или хронического отита, который может вызывать такие изменения в структуре среднего уха — возникновение рубцов, сращения, которые приводят к нарушению подвижности барабанной перепонки, возникновение отверстий в барабанной перепонке.

Такие заболевания, как грипп, корь и скарлатина, тоже могут привести к тугоухости в связи с тем, что вызывают патологические процессы в слуховом нерве и внутреннем ухе. Бывают случаи, когда дети рождаются тугоухими по причине нарушения слуховых органов в период внутриутробного развития.

Как и врожденная тугоухость, так и возникшая в ранний период детства может нарушить речевое развитие малыша.

Современная медицина выделяет три степени тугоухости: легкую, среднюю и тяжелую. Легкая характеризуется понижением слуха, при котором шепотная речь различается на расстоянии 1-3 метров. Средняя — на расстоянии меньше 1 метра. При тяжелой форме тугоухости шепотная речь вообще не различается, даже если человеку на ухо кричать.

Улучшить слух при тугоухости помогут следующие методы:

  1. Продувание уха или пневмомассаж барабанной перепонки.
  2. Физиотерапия.
  3. Применение лекарственных препаратов: стрихнина, витамина В1, экстракта алоэ, никотиновой кислоты.
  4. Протезирование и обучение чтению по губам.
  5. Хирургическое вмешательство.

В наше время существует несколько видов хирургических операций, способствующих полному восстановлению или значительному улучшению слуха. К ним относятся: мирингопластика, тимпанопластика, протезирование слуховых косточек. Иногда восстановление слуховых функций возможно при абсолютной глухоте. Специалист определяет вид операции, предварительно изучив степень поражения слухового органа.

Слабослышащие дети в образовательной школе

Тугоухие или слабослышащие дети в общеобразовательной школе обучаются согласно индивидуальному плану, позволяющему реализовать их коммуникативные возможности. Метод направлен на то, чтобы суметь преодолеть трудности в общении и науке, которые могут возникнуть на уроке и во внеурочное время. Это так называемая интегрированная (инклюзивная) форма обучения.

Она включает в себя участие слабослышащих детей в учебном процессе в коррекционных или обычных классах в общеобразовательной школе по месту жительства. Это обучение должно происходить по желанию ребенка и его родителей.

Интеграция требует беспрепятственной атмосферы и свободного доступа к образовательным услугам, выбору профессии, трудоустройству и полноценному участию особого малыша в жизни общества.

Учитель должен подобрать индивидуальную форму работы со слабослышащим учеником, а также суметь диагностировать уровень его развития с помощью различных методов.

В процессе обучения учитель должен отслеживать динамику развития ребенка и вести специальный дневник наблюдений, а также специальную педагогическую документацию, отображающую взаимосвязь психолога и логопеда с учеником. Обучение должно включать налаженный процесс взаимодействия ученика, учителей, школы и родителей.

Очень важно выработать толерантное отношение здоровых детей к особому ребенку и его семье. Для этого учителя проводят соответствующую работу с другими учениками и их родителями.

Специально для nashidetki.net- Ксения Маневич

You have no rights to post comments

Источник: https://nashidetki.net/zdorove-rebenka/slaboslyshashchie-deti.html

Особенности развития и воспитания детей с нарушением слуха. Нарушения слуха у детей: основные причины развития, классификация и способы лечения

Дети с нарушением слуха и их развитие: характеристики и воспитание слабослышащих детей

Причины нарушения слуха у детей подразделяются на 3 большие группы:

  1. Наследственные, когда изначально изменена сама структура некоторых отделов уха, при этом имеется сочетание с дефектами развития других органов.
  2. Внутренние и внешние вредные факторы, которые вызвали нарушение развития органа слуха у плода без наследственной отягощенности. Это, например, тяжелые инфекции – токсоплазмоз, грипп, герпес, корь, скарлатина и туберкулез. В эту же группу относят травмы матери на раннем сроке гестации, прием антибиотиков, алкоголь, резус-конфликт.
  3. Заболевания, перенесенные в раннем возрасте здоровым при рождении ребенком – острый средний отит, корь, инфекционный паротит, грипп, аденоидные разрастания. Сюда же включают травмы – в результате ДТП и/или падения с высоты. Вред может нанести прием высоких доз антибиотиков – аминогликозидов, которые проявляют выраженное ототоксическое действие.

В некоторых случаях установить конкретную причину не удается, поскольку действуют несколько негативных факторов одновременно.

Меры по профилактике нарушений слуха у детей – правильное ведение беременности, избегание всевозможных вредных воздействий, здоровый образ жизни и тщательное выполнение советов педиатра по уходу за младенцем.

Диагностика слабослышащих детей

Первичное обследование проводится сразу же после рождения малыша. У детей до 2-летнего возраста в ответ на речь или звуки срабатывают безусловные реакции.

В норме это приводит к тому, что голова поворачивается в сторону источника звука, малыш смеется и улыбается, начинает моргать глазами или зажмуриваться. Если родители этого не заметили, то показано посещение врача-сурдолога.

Специалист окончательно определяет, есть ли отклонение и какова его природа.

Детям старше 2 лет, которые уже умеют разговаривать, называют слова из списка Неймана высокой и низкой частоты. Важно, что произносят их шепотом, средним и громким голосом, оценивая реакцию ребенка.

Диагностика детей с нарушениями слуха преследует 3 основные задачи:

  • оценить общий уровень развития ребенка;
  • определить остроту слуха;
  • проанализировать речевые навыки.

Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушением слуха начинается с установления доверительного контакта между педагогом-психологом и ребенком. После беседы с родителями и маленьким пациентом специалист оценивает следующие параметры:

  • наличие признаков основного заболевания;
  • соответствие биологического возраста ребенка его уровню физического развития;
  • развитие мелкой и крупной моторики;
  • согласованность и темп движений рук;
  • определение доминирующей руки;
  • оценка познавательной деятельности (мышление, воображение, концентрация внимания, память на ближайшие и отдаленные события).

Методики диагностики детей с нарушениями слуха включают в себя:

  • счет в прямом и обратном направлении;
  • запоминание простых слов и возможность их повторить;
  • называние предметов, изображенных на картинках;
  • ответы на стандартные вопросы и т.д.

Характеристика и классификация детей с нарушениями слуха

Чтобы педагогам удавалось добиваться оптимальных результатов обучения, на практике применяется классификация детей с нарушением слуха Рахили Марковны Боскис, учитывающая психологические особенности и педагогический подход. Выделяют следующие категории детей с нарушением слуха:

  1. Глухие дети и оглохшие рано – с врожденной тугоухостью или потерявшие слух до овладения речью. Без адекватного слухопротезирования не могут ни воспринять речь, ни научиться говорить. Можно научить читать слова по губам.
  2. Глухие, сохранившие речь – успели овладеть речью в раннем возрасте, слух потеряли позже. У них есть навыки речевого общения, но им необходимо длительное обучение с педагогами, чтобы речь не распалась. Важно развить слухозрительное восприятие речи.
  3. Тугоухие или слабослышащие – могут самостоятельно овладеть простейшими речевыми навыками, но сложности в словесном общении требуют серьезной коррекционной работы.

Тщательное обследование ребенка позволит правильно оценить задачи умственного развития детей с нарушением слуха и следовать им, не тратя драгоценное время на то, что не принесет результата.

Дети с нарушениями слуха имеют отличительные черты развития. Для познавания внешнего мира в наибольшей степени задействован зрительный анализатор, особенно у неслышащих с рождения малышей.

Однако зрительное восприятие имеет свои особенности. Ребенок воспринимает предметы на основе частных деталей и элементов, общие характеристики уходят на второй план.

Поэтому перевернутая картина или машинка другого цвета вызывают уже некоторые трудности в узнавании.

В дошкольном возрасте доминирующее развитие органа зрения приводит к тому, что речь окружающих ребенок «понимает» по губам. Однако, чтобы этот навык сформировался, с дошкольником и школьником следует регулярно заниматься.

У детей с расстройствами слуха обострена кожная чувствительность. Они улавливают даже минимальную разницу в тактильных ощущениях. Это компенсаторная гипертрофия при недоразвитии одного из органов чувств, необходимая для познания внешнего мира.

Особенности развития детей с нарушениями слуха

Особенности детей с нарушениями слуха различны в том или ином возрасте. В каждом отдельном случае выстраивается стратегия воспитания и обучения малыша в зависимости от того:

  • насколько сильно снижен слух;
  • есть ли дефекты речи;
  • проводилось ли лечение;
  • уровня психического развития ребенка.

До года у малышей зачастую отсутствуют какие-либо симптомы, поскольку они ведут себя так же, как другие дети – кричат, плачут.

Однако особенности развития слабослышащих детей даже в этом возрасте присутствуют – агуканье и лепет начинается значительно позже, а плач ребенка безэмоционален и никак не меняется.

На этом этапе очень важно поддержать потребность малыша в общении с мамой – ему необходимо знать, что она будет рядом, когда понадобится. Это, как и дальнейшее воспитание, влияет на нормальное психическое развитие детей с нарушением слуха.

Эмоциональный спектр у детей с расстройством слуха меньше – у них ярко выражены раздражительность и гнев. Но такие нюансы при верном поведении и воспитании корректируются.

И тут важно общение – определяющий фактор развития личности детей с нарушением слуха.

И если в младенчестве ребенку нужно общение с мамой и с членами семьи, то в дошкольном и школьном возрасте важны контакты с другими детьми и взрослыми, с окружающим миром, то есть социальная адаптация.

Общая характеристика детей с нарушением слуха дошкольного возраста – высокая подвижность. Такой активностью они реализуют свой исследовательский потенциал и лучше понимают мир вокруг.

В частности, поэтому ограничивать их в самостоятельности нельзя, опекая и не предоставляя им никакой свободы действий. Такими действиями можно просто ограничить познавательное развитие детей с нарушением слуха.

Возможность самостоятельного принятия решений и обучение заботе о себе напрямую стимулирует развитие интеллектуальных способностей ребенка, ответственность и волю.

Физическое развитие детей с нарушением слуха отличается от нормально слышащих. Это объясняется неполноценным функционированием вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе.

Вследствие этого нарушаются статические и двигательные функции, особенно у детей, плохо или совсем не слышащих с рождения. Такие малыши поздно начинают удерживать головку в вертикальном положении, долго не ходят.

Возникают трудности с беганием, прыганием, лазанием.

Впоследствии навыки статики и ходьбы все же приобретаются. Однако они не совсем координированы, замедленны, ребенок боится высоты, хуже ориентируется в пространстве. Дети до 3 лет, которые плохо слышат, не могут сохранить статическое равновесие, шатаются, если стоят на одной ножке.

Исследователи выделяют еще ряд особенностей физического развития у малышей с нарушениями слуха:

  • шаркающая походка;
  • шаткость при ходьбе;
  • чрезмерная шумность при выполнении заданий и порученной работы;
  • рост и вес ниже среднестатистических;
  • слабость мышц и быстрая утомляемость;
  • мышечная гипотония;
  • повышенная потливость и другие вегетативные проявления.

Речь ребенка с нарушениями слуха формируется через сохраненные анализаторы. В первую очередь, это зрительный, затем кожный и двигательный.

У детей, у которых хоть в минимальной степени сохранен слух, можно сформировать речевые навыки. Они, как правило, имеют несколько искаженную форму – нарушается произношение и грамматическое построение предложения. Ребенку тяжело воспринимать речь окружающих и написанный кем-то текст.

Словарный запас детей с нарушениями слуха ограничен, причем как пассивная (восприятие речи), так и активная (использование речи) составляющая.

Лучше всего понимаются те слова, которыми ребенок пользуется в жизни.

Такие дети редко употребляют абстрактные слова (например, счастье, радость, скука), синонимы и слова, указывающие на части целого (например, шнурок от ботинка, пуговицы и рукава от рубашки).

Подобное развитие речи объясняется особенностями слухового восприятия:

  • ограниченный запас слов;
  • недостаточный речевой опыт;
  • способность расслышать только среднюю часть слова (начальные и конечные звуки воспринимаются с трудом).

Методы воспитания ребенка с нарушением слуха

Помощь психолога родителям детей с нарушением слуха просто необходима, особенно если они испытают шок от новости о глухоте или тугоухости. Самому ребенку, помимо поддержки родителей, также важна психологическая помощь, особенно если потеря слуха произошла уже в сознательном возрасте. Это позволит ему понять свою уникальность и особенности.

Воспитание глухих и слабослышащих детей проводится на протяжении всего дня. В детском саду и школе работа не прекращается ни на минуту – занятия проводятся в основном в игровой форме. С ребенком в домашних условиях должны общаться все члены семьи.

В зависимости от возраста, уровня развития речевых и познавательных навыков, применяются следующие методы воспитания детей с нарушением слуха:

  • наглядные – наблюдение за происходящим, рассматривание картинок, фильмов, книг, подражание образцу и т.д.;
  • словесные – рассказы, объяснения воспитателя/учителя, чтение беседа, выполнение просьб, детальные инструкции;
  • практические – игры, простейшие опыты, моделирование ситуации;
  • игровые – широко используются среди детей дошкольного возраста.

Источник: https://alkomir.net/osobennosti-razvitiya-i-vospitaniya-detej-s-narusheniem-sluha-narusheniya-sluha-u-detej-osnovnye-prichiny-razvitiya-klassifikatsiya-i-sposoby-lecheniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.