Что значит привязанность в психологии – виды привязанности: эмоциональная, амбивалентная, аффективная, симбиотическая, сексуальная, невротическая

Содержание

Привязанность – что это такое, ее типы, как отличить любовь от привязанности?

Что значит привязанность в психологии – виды привязанности: эмоциональная, амбивалентная, аффективная, симбиотическая, сексуальная, невротическая

Привязанность – этот феномен имеет в обществе скорее позитивную окраску, показывая, что человеку свойственны прекрасные и добрые чувства, эмоции, помогающие заводить друзей, сохранять семейные отношения, быть причастным к другим людям.

Что значит привязанность?

Привязанность к человеку – многогранное понятие, включающее в себя спектр разных состояний: чувство близости, влюбленность, интерес, глубокую преданность и лояльность. Нередко привязанность бывает болезненной и деструктивной, что затрудняет раскрытие потенциала человека и препятствует выстраиванию здоровых отношений с другими значимыми людьми.

Как отличить любовь от привязанности?

Как понять любовь или привязанность – чаще этим вопросом задаются женщины, не умея отделить эти состояния в силу своей природной эмоциональности. Чувство привязанности и любовь отличия:

  • привязанность – притяжение, любовь – родство душ;
  • в основе привязанности чувства непостоянны, то разгораются, то стихают, любовь постоянна, глубока;
  • привязанность вызывает сильное чувство тоски, в любви тоска другого порядка и в ее основе сила, дающая двигаться дальше;
  • привязанность завязана на эгоцентризме, любовь это принятие другого человека и чувство счастья просто потому, что он есть без каких-либо ожиданий на его счет.

Как избавиться от привязанности?

Как избавиться от привязанности к человеку, ведь зависимость не дает нормально жить, дышать, реализовывать себя как личность? Психологи советуют в таких случаях обращаться к специалистам, самому от такой проблемы избавиться сложно, если нет такой возможности, не стоит отчаиваться и стоит попробовать начать совершать шаги к свободе в этом направлении:

  • осознать что все в этом мире временно, и отношения тоже;
  • исследовать предмет или объект привязанности с помощью вопросов: «Что случиться если этот человек уйдет из моей жизни?», «почему я боюсь это потерять?»;
  • привязанность – это привычка получать состояние счастья связывая себя с каким то конкретным человеком, важно научиться быть счастливым независимо от других;
  • начать узнавать о себе что-то новое, полюбить себя, поставить цели – для этого нужно пойти в глубину себя, не размениваясь на внешнее.

Типы привязанности

Привязанности можно разделить условно на несколько типов, каждый из них закладывается в детстве, но и зависит от темперамента ребенка. Виды привязанности:

  1. Безопасная (здоровая) – формируется в семье, где потребности ребенка в заботе, внимании и ласке удовлетворяются в полной мере. Дети в такой семье вырастают уверенными в себе, спокойными и легко адаптирующимися в окружающих условиях.
  2. Избегающая – возникает, когда ребенком систематически пренебрегают, он вырастает назойливым, зависящим от мнения других, не умеющим строить нормальные отношения.
  3. Дезорганизованная – закладывается в семье, где родители склонны к насилию – ребенок вырастает импульсивным, агрессивным к другим.

Эмоциональная привязанность

Любая привязанность завязана на эмоциях отрицательных, положительных, или смеси их. Эмоциональная привязанность к женщине или мужчине возникает в результате сексуальной близости и у женщин она формируется быстрее.

Эмоциональная привязанность имеет как положительный аспект: отношения с включением эмоций трудно разрушить – это хорошая подоплека для семейных пар, но если отношения в основе содержат деструктивные эмоции или амбивалентные, таким людям сложно расстаться, они и любят и ненавидят друг друга, создавая порочный круг болезненной тяги друг к другу.

Аффективная привязанность

Аффективная привязанность в психологии относится к невротическим нарушениям привязанности и выражается в чрезмерной привязанности к матери, что позволяет отнести этот тип привязанности к другим ненадежным видам: амбивалентному, невротическому.

Искажение здесь наблюдается в перекосах отношений: ребенок очень привязан к матери, но если она отлучается даже ненадолго, при ее появлении следует всплеск радости, быстро сменяющийся криками, упреками и агрессией в сторону матери, за то, что оставляла ребенка одного.

Амбивалентная привязанность

Навязчивая амбивалентность в привязанности характерна для детей и взрослых, которые воспитывались в строгости и недополучали ласки и внимания, росли в условиях «эмоционального голода».

Амбивалентная привязанность может стать причиной более серьезного психического отклонения – реактивное расстройство привязанности, когда ребенок, подросток пытается получить внимание от совершенно незнакомых людей, что делает его легкой добычей непорядочных людей.

Проявления амбивалентной привязанности:

  • гиперактивность;
  • контроль своей деятельности и других;
  • тревожность, неуверенность в себе;
  • неадекватное проявление эмоций (срывы, истерики, гнев);
  • недоверие миру;
  • амбивалентные чувства к матери, близким людям – от любви до ненависти несколько раз на дню.

Симбиотическая привязанность

Расстройство привязанности смешанного типа, при котором наличествует сильная сепарационная тревога и желание слиться со значимым другим, раствориться в нем – это и есть симбиотическая привязанность.

Для новорожденного ребенка симбиоз с матерью очень важен для выживания, сигнальные системы мозга малыша и мамы работают в синхронном ритме, чувствуя друг друга.

Но ребенок развивается и должен постепенно отделиться от матери.

Кризис 3-х лет, когда малыш протестует и пытается совершать дела самостоятельно, при этом главная фраза в этом возрасте «Я сам!» наглядно демонстрирует, что пора уже считаться с маленьким человеком на его право отделения и познания мира самостоятельно. Тревожная мать всячески сопротивляется этому процессу, происходит это потому, что в свое время у нее также были проблемы с отделением от своей матери, при этом возникают чувства:

  • бессилия;
  • тотальной усталости;
  • раздражения и гнева;
  • вины и стыда.

Признаки симбиотической привязанности ребенка и матери:

  • всю свою деятельность ребенок апеллирует к матери, без нее и шага ступить не может;
  • командует матерью;
  • нуждается во внешней стимуляции к деятельности, развлечении, собственного интереса не возникает;
  • не умеет регулировать и проживать свое эмоциональное состояние.

Сексуальная привязанность

Потребность в привязанности к сексуальному партнеру у женщин выражена сильнее, чем у мужчин.

Интимная или сексуальная привязанность формируется под влиянием выброса во время секса большого количества окситоцина, который у мужчин немного глушится тестостероном, а у женщин усиливается эстрогеном, гормоном обладающим успокаивающим и «привязывающим» эффектом. Поэтому женщины могут привязаться к партнеру после первого сексуального контакта, и придают сексу большое значение.

Разрыв с партнером воспринимается женщиной очень болезненно.Часто сексуальная привязанность срощена с эмоциональной. У мужчин эмоциональная привязанность к сексуальной партнерше формируется со временем. Для женщины такая привязанность еще более глубокая, потому что несет в себе оттенок благодарности за чувственное наслаждение, доставляемое партнером.

Избегающий тип привязанности

Теория привязанности характеризует избегающую привязанность как нарушение, характерное в среднем для 25% людей. Дети с формирующимся паттерном избегания ведут себя так, что со стороны выглядит как равнодушие: мать уходит или приходит им все равно.

С избегающим типом привязанности ребенок может спокойно общаться с незнакомыми людьми. Часто родители не нарадуются на таких детей, хвастаясь знакомым, что их чадо обладает самостоятельностью не по годам.

Появляется этот тип привязанности в следующих случаях:

  • ранняя разлука с матерью (длительный отъезд, смерть);
  • социальная депривация;
  • чрезмерная опека и контроль в раннем возрасте;

Избегающая привязанность – признаки в детском и взрослом возрасте:

  • неспособность завязывать длительные отношения;
  • неумение запрашивать помощь, поддержку – переживают в одиночестве;
  • отсутствие привязанности к значимым, важным людям;
  • негативное отношение к проявлению внимания со стороны, предпочитают чтобы их не трогали.

Невротическая привязанность

Привязанность ребенка к матери может носить болезненный характер.

Некоторые дети нуждаются в постоянном присутствии матери, и стоит ей отлучиться на несколько минут закатывают истерики, а хорошая мама тут же бросается успокоить ребенка, таскает его везде с собой.

Со временем манипуляции со стороны взрослеющего ребенка усиливаются и начинают доставлять уже сильное беспокойство. Такие дети усваивают правило, что для того чтобы близкий человек был рядом надо страдать и играть на своем страдании.

У взрослых людей больная или невротическая привязанность переносится на все значимые отношения, но в большей степени это касается любовных отношений. Как это проявляется:

  • жизнь сужается до одного человека;
  • потребность, чтобы и другой видел в этих отношениях смысл жизни;
  • постоянные тревога и беспокойства за отношения;
  • контроль за личной жизнью другого;
  • разрушающие чувства: ревность, гнев.

Дезорганизованная привязанность

Нарушение привязанности в виде демонстрации противоречивых паттернов поведения является дезорганизованной привязанностью.

Такой тип привязанности формируется в детстве, в семье, где родители склонны к насилию и обращаются с ребенком жестоко, в результате, дети вырастают неспособными контролировать свое поведение, которое характеризуется импульсивностью.

Выражается это враньем, совершением краж, нанесением вреда себе и другим, насилием. Живут по принципу «Мне нечего терять!» Признаки дезорганизованной привязанности:

  • отсутствие эмпатии;
  • неспособность адекватно выражать свои эмоции;
  • скудная речь;
  • отсутствие исследовательского интереса, любопытства, воображения;
  • неспособность строить тесные, доверительные отношения с людьми;
  • нет различия между теми, кому можно доверять, а кому нельзя (доверяют случайным знакомым, в то время как близкие люди воспринимаются как несущие угрозу);
  • люди воспринимаются как ресурс, который можно использовать в своих целях.
Идеализация – социо-культурно-психологический феномен, при котором человек несет в себе образы, установки, сверхценные идеи, о том, каким должен быть другой в его идеальном представлении, что далеко не соответствует действительности, и жизнь разрушает иллюзии.Что такое верность себе, близким и любимым людям, государству и обществу? Это морально-этическое понятие, феномен присущий человеку на протяжении многих веков. Обратная или отрицательная сторона этой добродетели измена, предательство.
Регрессивный гипноз – метод погружения человека в более ранний возрастной период или предыдущие жизни с целью избавления от неврозов, фобий и обретения смыслов и знаний прошлого. Регрессия должна проводится под наблюдением специалиста. Перфекционист – кто это такой и как бороться с перфекционизмом? Перфекционист – иначе человек с синдромом отличника, стремящийся к идеалу и совершенству, чаще недостижимому, что приводит к недовольству жизнью и невротической симптоматике. Перфекционизм формируется в детстве под влиянием требовательных родителей.

Источник: https://womanadvice.ru/privyazannost-chto-eto-takoe-ee-tipy-kak-otlichit-lyubov-ot-privyazannosti

Надежная (безопасная) привязанность

Что значит привязанность в психологии – виды привязанности: эмоциональная, амбивалентная, аффективная, симбиотическая, сексуальная, невротическая

Дети этой группы сильно огорчаются и плачут при разлуке с матерью и радуются при ее появлении, стремятся к близости и взаимодействию с нею. В ее присутствии они чувствуют себя в безопасности. Обычно такой тип привязанности формируют теплые, респонсивные матери[1] [2].

Избегающая (небезопасная) привязанность

Дети этой группы обычно не огорчаются и не плачут при разлуке с матерью, а также игнорируют и даже избегают ее при встрече.

Такое поведение ребенка свидетельствует об отчуждении и избегании матери и о том, что в ее присутствии ребенок не чувствует себя защищенным.

Матери детей этой группы отличаются эмоциональной холодностью, невнимательным отношением к потребностям ребенка и излишней требовательностью.

Тревожно-амбивалентная (небезопасная) привязанность

Дети этой группы проявляют яркую гневную реакцию на разлуку с матерью, но сопротивляются контактам с ней при встрече: сердятся, плачут, не идут на руки, хотя явно хотят, чтобы на них обратили внимание и «взяли на ручки».

Такое поведение свидетельствует об амбивалентном, внутренне противоречивом отношении к матери и об отсутствии чувства уверенности и безопасности у ребенка в ее присутствии.

Матери этих детей характеризуются неустойчивостью, непоследовательностью и непредсказуемостью поведения.

Представленная типология была подтверждена в исследованиях М. Эйнсворт и других сотрудников Боулби, проведенных на других выборках в США[3].

Позднее в 1986 г. студентка М. Эйнсворт и ее последовательница Мэри Мейн выделила и описала четвертый тип привязанности — дезорганизованная привязанность.

Этот тип привязанности характерен для детей, проявляющих дезориентированное поведение, например раскачивание, закрывание лица, поведение приближения-удаления, «остановки на полпути», позволяющее предположить, что хотя система привязанности этих детей активирована, но она не объективируется в определенных моделях поведения, что в присутствии матери ребенок, возможно, чувствует страх и замешательство. Дезорганизованная привязанность наблюдается у детей, чьи родители имеют непроработанный травматический опыт потерь, разлук, были жертвами жестокого отношения и насилия1.

В отечественных исследованиях привязанности был описан еще один дополнительный тип, когда дети не отпускают мать от себя ни на шаг, поэтому эпизод полного разлучения с дальнейшим воссоединением при использовании эксперимента с «незнакомой ситуацией» оказался просто невозможным. Этот специфический тип привязанности получил название «симбиотическая привязанность», а такие дети были названы «симбио- тически привязанными»[4] [5] [6].

В целом типология Эйнсворт подтвердилась в широкомасштабных исследованиях, проведенных в разных странах на обширных выборках.

Важной информацией о социальном и психическом благополучии населения могут служить данные о распространенности определенных типов привязанности и, соответственно, о преобладающих видах материнского поведения у представителей разных стран.

Исследования, проведенные в Западной Европе и США, свидетельствуют, что 50—60% детей демонстрируют надежный тип привязанности, 30—40% — избегающий тип, 10—20% — тревожно-амбивалентный тип. Дезорганизованный тип привязанности проявляют 5—6% детей, и их относят к группе риска.

Исследования, проведенные на отечественных выборках (130 домашних детей в возрасте 11 — 16 мес. и 49 детей из детского дома в возрасте 12—18 месяцев), дают следующую картину распределения типов привязанности (табл. 3.2).

Таблица 32

Распределение типов привязанности в двух отечественных выборках детей3

Тип привязанностиДомашние дети (п = 130)Дети из детского дома (/? = 49)
Безопасная привязанность6%
Избегающая привязанность10%2%
Амбивалентная34%8%
Дезорганизованная50%90%

Представленные результаты заставляют пересмотреть принятые в отечественной культуре формы ухода за младенцами и уделить пристальное внимание развитию программ помощи и раннего вмешательства.

К настоящему времени существуют по крайней мере четыре диагностических инструмента измерения привязанности: эксперимент М. Эйнсворт «Незнакомая ситуация»; проективный тест Н.

Каплан для определения привязанности дошкольников и младших школьников в возрастном диапазоне 5—8,5 года; опросник Кэтрин Кернс для определения типа привязанности у подростков 8—12 лет1; интервью для определения привязанности взрослых М. Мейн[7] [8].

Результаты современных исследований по теории привязанности позволяют говорить о том, что тип привязанности, сформировавшийся в раннем возрасте, остается неизменным на протяжении всей взрослой жизни человека.

Исследования, проведенные с помощью интервью для определения типов привязанности взрослых людей, показывают, что материнский тип привязанности значимо и положительно коррелирует с типом привязанности, проявляемым ее ребенком в «незнакомой ситуации»[9].

Взаимосвязь между типом привязанности ребенка, материнским стилем и типом привязанности матери отражена в материале табл. 3.3.

Таблица 33

Взаимосвязь между типом привязанности ребенка, стилем воспитания и типом привязанности матери (воспитателя)[10]

ТиппривязанностиребенкаХарактерное поведение в «незнакомой ситуации»Доля в неклинических выборках, %Вероятный стиль воспитанияВозможный тип привязанности матери[11]
ИзбегающаяИсследует, мало обращаясь к матери. Минимально расстроен разлукой. Избегает или игнорирует мать при воссоединении15%Активно отвергающий поведение привязанности или нечутко отзывчивый. Недостаток нежности. Подавленный родительский гневОтклоненная
НадежнаяИспользует мать как надежную основу для исследования. Может быть расстроен разлукой. При воссоединении положительно приветствует мать, может искать утешения, затем снова продолжает игру/исследоваиие60%Чуткий к сигналам ребенка. Восприимчивый к потребностям ребенка. Быстрая реакция на страдание, амортизирующая отрицательные эмоцииАвтономная

Окончание табл. 33

ТиппривязанностиребенкаХарактерное поведение в «незнакомой ситуации»Доля в неклинических выборках, %Вероятный стиль воспитанияВозможный тип привязанности матери5
Тре-вожно-амбива-лентнаяИсследование минимально. Сильно расстроен разлукой. При воссоединении с трудом успокаивается, амбивалентная смесь цепляния и гнева10%Отзывчивость минимальная и непоследовательнаяОзабоченная
ДезорганизованнаяПет связной картины поведения при расставании и воссоединении. Дезорганизованное поведение — раскачивание, закрывание лица, застывание, неожиданное чередование приближения и избегания позволяющее предполагать страх и замешательство в присутствии матери15%Родительское поведение — угрожающее или непредсказуемое. Не реагирует на обращение ребенка. Отвергает сигналы, игнорирует потребности ребенка. Посылает двойственные коммуникации, например протягивает к нему руки и отступаетНеразре-шивша-яся

Нарушения привязанности становятся наиболее важным параметром описания при анализе психического статуса детей, воспитывающихся вне семьи. В МКБ-10[12] выделяются два типа нарушения привязанности.

Дезингибированное (расторможенное) нарушение, при котором ребенок проявляет следующие поведенческие особенности. Он действительно ищет утешения, когда расстроен, но у него нет нормальной избирательности по отношению к людям, к которым он обращается.

Социальные взаимодействия с незнакомыми людьми плохо модулированы: в младенчестве — обычно цепляние, в раннем или среднем детстве — стремление привлечь внимание и неразборчиво дружелюбное поведение.

Этот вид нарушения привязанности обычно связан с неоднократной заменой воспитателя в первые годы жизни, в том числе с частой заменой приемной семьи или же воспитанием в детском доме с высокой текучестью персонала.

Ингибированное(подавленное) или реактивное расстройство привязанности, при котором социальные взаимодействия подавлены, амбивалентны или сверхбдительны. Ребенок может отвечать воспитателям смесью приближения, избегания и сопротивления утешению или может выказывать застывшую настороженность.

Такие дети склонны быть несчастными, им недостает эмоциональной отзывчивости, и они могут агрессивно реагировать на страдание — свое собственное или другого человека.

Ингибированные расстройства привязанности обычно приписывают жестокому обращению в первые годы жизни, но эта связь не доказана, в исследованиях жестокого обращения с детьми симптомы расстройства привязанности обычно не выявляют.

Вопросы для размышления

  • • Согласны ли вы с основной идеей Боулби, что самой важной потребностью ребенка, которая удовлетворяется в контакте с матерью, является потребность в безопасности, а не в пищевом удовлетворении, как это утверждает ортодоксальный психоанализ?
  • • Как вы полагаете, можно ли сформировать у ребенка надежную привязанность после трех лет, терапевтически изменив поведение его матери?
  • • Как вы можете объяснить тот факт, что именно российские исследователи привязанности обнаружили еще один тип привязанности — симбиотическую привязанность, поведение, при котором ребенок не может оторваться от матери в эксперименте «Незнакомая ситуация»?

Исследование последствий разлуки маленького ребенка с матерью — одна из важнейших заслуг Дж. Боулби и его сотрудников.

Результатом этих исследований и того факта, что они были широко известны работникам сферы здравоохранения и управленцам, стало изменение практики госпитализации детей1.

Теперь уже в большинстве стран Европы и в России принято помещать маленького ребенка в больницу вместе с мамой. Широко принятой и доказанной стала идея, что разлука с матерью может привести к еще более негативным последствиям для здоровья ребенка, чем сама болезнь.

Боулби ссылается на 17 исследований разлуки маленьких детей с матерью, проведенных в шести странах, включая первое такое исследование, реализованное в 1942 г. Анной Фрейд в Хемпстедском госпитале, куда попадали маленькие дети, оставшиеся сиротами после бомбежек Лондона во время Второй мировой войны.

В этих исследованиях, проведенных на детях в возрасте от 1 года 3 месяцев до трех лет, отданных в круглосуточные ясли, положенных в больницу или оказавшихся в ситуации отъезда матери, обнаружена сходная феноменологическая картина переживания.

Эти переживания маленького ребенка имеют стадиальную природу и развиваются следующим образом[1] [2].

Первая стадия — стадия протеста, начинается сразу же после разлуки, иногда с задержкой и длится от нескольких часов до одной недели и больше. В течение этого времени ребенок переживает острое горе из-за разлуки с матерью. Все его поступки и поведение направлены на то, чтобы вернуть ее, он громко плачет, вслушивается и всматривается в надежде, что она вернется.

Вторая стадия — стадия отчаяния, на этой стадии протест сменяется переживанием потери надежды на возвращение матери.

Поведение ребенка становится более пассивным, он может подолгу монотонно плакать, ничего не требует, так как находится в глубокой печали.

Взрослые иногда ошибочно воспринимают это поведение в позитивном ключе, считая, что ребенок успокаивается, но это ошибочная интерпретация.

Третья стадия — стадия отчуждения еще чаще ошибочно интерпретируется как проявление позитивной динамики. Ребенок начинает проявлять признаки контакта с персоналом, начинает принимать еду, играть. Но если в этот период к нему приходит мать, он отворачивается от нее, проявляя признаки равнодушия и отчуждения.

В этот период он может начать формировать привязанность к тому, кого чаще видит, но, поскольку персонал меняется, его опыты привязанности окажутся многократно «оборванными».

С тех пор он перестает реагировать на человека эмоционально, становится сосредоточенным на самом себе и адресует чувства игрушкам, сладостям и другим аспектам своего существования.

Для обозначения третьей стадии разлуки Боулби использовал английское слово detachment — однокоренной антоним к слову привязанность (attachment). Тяжесть переживаний ребенка при разлуке зависит от продолжительности разлуки и того, насколько надежной была сформированная привязанность.

Несмотря на то что дети с любым из типов привязанности страдали при разлуке с матерью, дети, которые имели неудовлетворительные отношения с матерью, проявляли меньше беспокойства при разлуке или вообще его не проявляли. Российские врачи детских отделений больниц говорят, что самыми их спокойными пациентами являются дети из детских домов.

Источник: https://studme.org/203646/psihologiya/nadezhnaya_bezopasnaya_privyazannost

Невротическая и психотическая любовь: причины и признаки

Что значит привязанность в психологии – виды привязанности: эмоциональная, амбивалентная, аффективная, симбиотическая, сексуальная, невротическая

Личность человека представляет собой не что иное, как набор разных функциональных черт, которые необходимы для адаптации к условиям окружающей среды (другим людям, культуре, законам и т.д.).

Есть разные представления о том, сколько этих черт, и за что каждая из них отвечает. Подробный разбор личности как био-психо-социального явления не является целью данный статьи. Лишь отмечу для примера, что есть черты, которые «отвечают» за привязанность, достижения, безопасность, общительность, эмоциональную стабильность, нормативность поведения и т.д.

В норме личность человека работает как слаженный механизм, где каждая черта неразрывно связана с другой. Они могут друг друга компенсировать, дополнять, усиливать или наоборот ослаблять. Таким образом, обеспечивается успешная самореализация человека в мире.

Однако, есть как минимум три группы факторов, которые приводят к тому, что личность может функционировать неадекватно среде.

Биологические. Наследственность. Сложное течение беременности и роды. Особенности нервной системы. Воздействие отравляющих веществ на организм младенца. Отсутствие должного ухода. Тяжелые соматические заболевания. И т.д.

Социальные. Жестокое обращение с ребенком или наоборот гиперпротекция. Конфликты в семье. Не престижный социальный статус семьи. Булинг в детском коллективе (насмешки, издевательства, притеснения, физическая агрессия со стороны других детей). Отвержение привлекательными или значимыми для человека другими. И т.д.

Психологические. Отсутствие надежной привязанности с матерью. Низкая стрессоустойчивость. Эмоциональная лабильность или ригидность. Не развитая познавательная потребность. Доминирование потребительских мотивов. Не достаточное владение приемами саморегуляции поведения. Низкая чувствительность к себе. И т.д.

Разная комбинация, интенсивность и длительность воздействия этих факторов приводит к формированию трех, условно говоря, не здоровых типов личности: невротического, пограничного и психотического.

В данной статье рассмотрим, на каких психологических механизмах создают любовные отношения невротические и психотические личности.

Невротическая личность характеризуется следующими признаками: внутренней напряженностью; чрезмерной тревожностью; навязчивыми страхами; ритуальным поведением в ситуации кризиса и стресса; повышенной утомляемостью, постоянной нехваткой энергии; слабой потребностью в сексуальных контактах, но сильно выраженным желанием единства, сопричастности, внимания, заботы, общения и т.д.

Исходя из этого, любовные отношения невротически организованного индивида сопровождаются:

  • Усиленным страхом потерять любимого человека.
  • Уверенностью, что любовь надо заслуживать, жертвуя собой.
  • Стремлением быть полезным (а потому, как им кажется, незаменимым) для своего партнера.
  • Навязчивыми сомнениями в правильности своих поступков относительно любимого человека и отношений с ним.
  • Чувством вины за свои желания и потребности, которые не связаны или противоречат желаниям возлюбленного.
  • Эмоциональными колебаниями от желания слиться воедино до непреодолимой тяги сбежать и никогда больше не видеть.
  • Подверженностью представлениям о том, что все должно быть идеально.
  • Апатией, хандрой и даже сильным гореванием в ситуации ссоры и временного прекращения общения.
  • Отношения считают своей самой сильной стороной и не представляют себя без них.

То есть, любовные отношения невротической личности строятся на механизме:

я тебя люблю → у меня не получается это выразить «как надо» → я злюсь на себя → стараюсь еще больше → меня становится слишком много → ты меня отталкиваешь → я себя ненавижу.

Строго говоря, термин «психотический» допустимо применять только к пациентам, которые с определенными симптомами попадают в психоневрологические диспансеры. Однако, в психологии использование понятия «психотически организованная личность» обусловлено тем, что ярко иллюстрирует характеристики человека, у которого сильно нарушено чувство психологической безопасности.

Психотическая структура личности включает в себя: агрессивность; импульсивность; потребность гиперстимуляции чувств удовольствия и удовлетворения (им нужны очень сильные переживания, чтобы пережить наслаждение, восторг, радость, бодрость и т.д.); отрицание своей ответственности за происходящее; стремление быть сильнее, успешнее, лучше других; не развитое чувство эмпатии (буквальное не умение сочувствовать, сопереживать); низкий эмоциональный интеллект.

В любовных отношениях психотически организованная  личность проявляет такие особенности:

  • Неумение, и нежелание проявлять нежные чувства по отношению к избраннику/-це, так как они ассоциируются со слабостью
  • Стремление к абсолютному доминированию над партнером
  • Чрезмерно выраженную подозрительность, недоверчивость, ревность (вплоть до бреда ревности)
  • Постоянный поиск подтверждения, что его ценят и в нем нуждаются превыше других
  • Манипулирование чувствами партнера (часто провоцирование на агрессию, раздражение, злость) и осуждение за них
  • Действия, направленные на то, чтобы ограничить общение любимого человека с его родными, близкими и просто окружающими
  • Ненасытная потребность переделывать и наказывать партнера
  • Частые скандальные выяснения отношений (с применением разных видов насилия) с последующим «примирительным» сексом.

Таким образом, психотическая личность любит в рамках схемы:

я тебя люблю → это заставляет меня переживать свою слабость → значит, ты небезопасна/-ен → ты хочешь причинить мне вред → я заставлю тебя пожалеть об этом → я тебя ненавижу

Так выглядит мой авторский взгляд на проблему «нездоровой» любви. Но описанные тенденции могут встречаться и в отношениях, которые с общепринятой точки зрения вполне можно считать нормальными.

Как же отличить одно от другого? По классическому закону 3-х признаков: количество, продолжительность, регулярность проявления симптомов. Да, бывает все.

Но оставаться или бежать зависит от того, сколько этого в ваших отношениях, как часто вы с этим сталкиваетесь, и как долго это может продолжаться.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://www.psycab.com.ua/relationships/nevroticheskaya-i-psihoticheskaya-lyubov/

Амбивалентность – что это такое в психологии и психиатрии

Что значит привязанность в психологии – виды привязанности: эмоциональная, амбивалентная, аффективная, симбиотическая, сексуальная, невротическая

Считается, что у нормальных, здоровых людей сознание одно. И мышление и настроение, скажем так, однонаправленны; настроение при этом относительно устойчиво в течение длительного отрезка времени. Однако существует явление, которое именуется понятием «амбивалентность».

Что такое амбивалентность

Слово «амбивалентность» означает всякую двойственность, неоднозначность. Сосуществование полярных явлений и состояний. В психологии и психиатрии амбивалентность – это расщепление и двойственность отношения человека к чему-либо; в частности, это двойственность переживания, когда один и тот же предмет или явление вызывает у человека два противоположных чувства одновременно.

Амбивалентность – это двойственность отношения к какому-то явлению или предмету. Она может быть как нормальным состоянием личности, так и патологией, характерной для психологических расстройств и некоторых психических заболеваний.

Термин «амбивалентность» ввёл в психиатрию швейцарский учёный Эйген Блейлер. Это именно тот учёный, который является автором терминов «шизофрения» и аутизм.

Несложно представить, какое отношение имел этот исследователь к амбивалентности. Действительно, он считал её главным признаком шизофрении или по крайней мере шизоидности.

Сам термин «шизофрения» означает «расщепление ума», что близко по значению слову «амбивалентность» и применительно к мышлению и психике.

Понятие «амбивалентность» в психологии и психиатрии

Психология и психиатрия – две «сестры», поэтому многие понятия и идеи в них пересекаются. Так же произошло и с понятием амбивалентности. Оно имеется в обеих науках, но в каждой из них понимание его несколько разное.

В психологии этим словом называют сложную совокупность чувств, которую человек испытывает к чему-либо. Амбивалентность в психологии признаётся нормой, поскольку большая часть явлений, с которыми человек сталкивается в жизни, оказывает на него неоднозначное влияние и имеет неоднозначную ценность.

А вот однополярные чувства (только положительное или только отрицательное) зачастую свидетельствуют о некоем психическом расстройстве, поскольку идеализация или полное обесценивание чего-либо являются отклонениями.

Чувства «нормального» человека, таким образом, чаще всего амбивалентны, но он сам может этого не осознавать.

В психиатрии и клинической психологии под амбивалентностью понимается периодическое изменение отношения человека к одному и тому же объекту. Например, некто может утром относиться к другому человеку только положительно, вечером – только отрицательно, а на следующее утро – опять только положительно. Ещё такое поведение называют «расщеплением Эго», это понятие принято в психоанализе.

Основные виды двойственности

Упомянутый Блейлер выделял три вида амбивалентности:

  • Эмоциональная – одновременно негативное и позитивное отношение к предметам и событиям (например – отношение детей к родителям);
  • Волевая – колебания между противоположными решениями, которые нередко заканчиваются отказом принимать решение вообще;
  • Интеллектуальная – чередование противоположных суждений, взаимоисключающих идей в рассуждениях человека.

Также иногда выделяется социальная амбивалентность. Она вызвана тем, что социальный статус человека в различных ситуациях (на работе, в семье) может быть различен. Также социальная амбивалентность может означать, что человек колеблется между разнородными, противоречащими друг другу культурными ценностями, социальными установками.

К примеру, человек может жить по законам светского мира и в то же время посещать церковь, участвовать в обрядах. Нередко люди сами указывают на свою социальную амбивалентность, называя себя, к примеру, «православными атеистами».

Другой психотерапевт, Зигмунд Фрейд, понимал понятие «амбивалентность» несколько по-иному. В нём он видел одновременное существование в человеке двух противоположных изначальных влечений, при этом главными из них являются два побуждения – влечение к жизни и влечение к смерти.

Причины возникновения амбивалентности у человека

Причины возникновения двойственности бывают самые разные, так же как и разновидности этой двойственности. У здоровых людей могут встречаться только социальная и эмоциональная двойственность. Такие расстройства появляются вследствие острых переживаний, стрессов, конфликтов в семье, на работе. Когда причина амбивалентного отношения устраняется, исчезает и сама амбивалентность.

Также двойственность возникает из-за неврастенических и истерических состояний, вследствие неуверенности в человеке или другом объекте отношения. Амбивалентность отношения к родителям имеет место у детей, поскольку эти самые близкие для него люди, которые его любят, одновременно с этим вторгаются в его личное пространство.

Амбивалентность в отношении социальных и культурных ценностей является результатом противоречивого воспитания, жизненного опыта, амбиций человека.

К примеру, конформизм и покорность государственной власти порождает такие явления, как, например, сосуществование в одном и том же человеке коммунистических, монархических и либерально-демократических идей, ненависть к «навязанным американцами ценностям» и одновременная любовь к американским товарам, музыке, фильмам.

Другое дело – амбивалентность при тех или иных патологиях. Она может возникать при ряде заболеваний:

  • При шизофрении и шизоидных состояниях.
  • При затяжной клинической депрессии.
  • Во время обсессивно-компульсивного расстройства.
  • В случае биполярного аффективного расстройства.
  • При различных неврозах.

Психика человека, как здорового, так и больного, является сложными и непроходимыми дебрями, разобраться в которых может только специалист. И устанавливать точные причины двойственности тоже должны специалисты – врач-психотерапевт, психиатр, клинический психолог.

Как проявляются амбивалентные чувства

Основные проявления двойственности – это противоположное отношение к одним и тем же людям, противоречивые мысли, идеи, противоречивые стремления по отношению к одному и тому же объекту, постоянные колебания между противоречивыми решениями.

При этом поведение человека постоянно меняется: из спокойного он может превратиться в истеричного, скандального, агрессивного – и наоборот; из осторожного и даже трусливого может превратиться в храброго и безрассудного, а потом обратно.

Двойственное состояние для пациента оборачивается стрессовыми ситуациями, причиняет ему дискомфорт, вызывает панику и неврозы.

Конкретных проявлений амбивалентного состояния множество. Наиболее ярким примером является ревность: человек испытывает по отношению к своей «второй половинке» одновременно и любовь, и ненависть, и привязанность, и злость и отторжение. Сосуществование этих чувств вызывает скандалы, нервные срывы, истерики.

Ещё пример: человек не в состоянии сделать выбор между двумя простыми вещами. Он может, к примеру, отказываться от воды, испытывая сильную жажду; может протянуть руку партнёру для пожатия и тут же её отдёрнуть.

Амбивалентное состояние неоднократно описывалось в литературе. Один из наиболее ярких примеров – мысли Раскольникова в «Преступлении и наказании» Достоевского. При этом герой, стремящийся совершить преступление и одновременно боящийся это сделать, явно страдает психическим расстройством, не совсем здоров.

Социальная амбивалентность довольно сильно распространена в Турции. Это страна, разрывающаяся между «европейской» и «азиатской» идентичностью. Зачастую турки боятся сразу двух вещей: нарушить исламские религиозные предписания и, вместе с тем, показаться иностранцам верующими мусульманами.

И если турчанка носит платок на голове, то перед иностранными гостями она спешит оправдаться – мол, это не из религиозных побуждений, а это просто красиво (или удобно). Если турок отказывается есть свинину, то он спешит заверить окружающих, что это только потому, что ему не нравится её вкус.

Впрочем, многие турки уже достаточно свободно пробуют свинину и даже пытаются её готовить, также в стране много свиноферм.

Причина такой двойственности кроется, в частности, в экономике страны: всё в Турции «заточено» под европейских туристов, и стремление угодить английским, немецким и русским гостям буквально во всём сталкивается с привычкой следовать традициям.

Впрочем, в той или иной степени такая двойственность свойственна и жителям других стран. Итальянцы считают себя глубоко верующими католиками, однако они же известны и как яркие жизнелюбы, любители развлечений, весёлого времяпрепровождения и шумных возлияний.

В России социальная и культурная амбивалентность подчас приводила к резким поворотам в судьбе страны.

К примеру, император Александр I слыл ярым республиканцем, он намеревался установить в России республику, отречься от престола, упразднить монархию и назначить свободные выборы.

Но через некоторое время «забыл» об этих обещаниях и начал проявлять себя как жёсткий самодержавный правитель. И. В. Сталин в стране, гордящейся свержением царизма и господства православной церкви, фактически возродил царизм, да ещё и возвысил православную церковь в придачу.

При этом если в других странах сосуществование противоположных идентичностей чаще всего не приводит к конфликтам и не отражается на психике граждан, то в России амбивалентность ощущается довольно мучительно.

Многие россияне не имеют личного мнения по отношению к тем или иным реалиям и полностью доверяются государственной пропаганде, моде, советам различных «экспертов» из телевизора: ведь они одновременно мечтают «хорошо жить», ностальгируют по Советскому Союзу с его дефицитом, пуританством и декларативным атеизмом и верят в Бога.

Как избавиться от амбивалентности: диагностика и лечение

Диагностироваться амбивалентное состояние должно специалистами, которые работают с «душевной» сферой человека: это психологи (обычный и клинический), психотерапевт, психиатр.

Для выявления двойственного состояния применяются различные тесты. Это, к примеру, тест Каплана, диагностирующий биполярное расстройство; тест Пристера, выявляющий конфликтные ситуации; конфликтологический тест Ричарда Петти. Однако стандартного теста, который бы в точности определил наличие или отсутствие амбивалентного состояния, на сегодняшний день не создан.

Общепринятое тестирование, которое используется специалистами, включает в себя вопросы:

  • Показывает ли человек другим, что он чувствует в глубине души?
  • Обсуждает ли он свои проблемы с другими людьми?
  • Чувствует ли он себя комфортно при откровенных разговорах с другими?
  • Боится ли он, что другие люди прекратят с ним общаться?
  • Волнуется ли он, если другим людям нет до него дела?
  • Вызывает ли у него зависимость от других неприятные чувства?

Каждый вопрос предполагает оценку от 1 до 5 – диапазон от «полностью не согласен» до «полностью согласен».

Когда наличие двойственности установлено, можно приступать к её лечению. При этом следует понимать, что амбивалентность – это не самостоятельное заболевание, а проявление какого-то другого. Поэтому чтобы устранить амбивалентность, нужно избавиться от причины её возникновения.

Устранение амбивалентности производится как медикаментозным методом, так и посредством бесед с психологом и психотерапевтом, тренингов, групповых занятий.

Из лекарств применяются антидепрессанты, транквилизаторы, нормотимики, седативные препараты. Они снимают эмоциональное напряжение, борются с резкими перепадами настроения, регулируют количество нейромедиаторов, избавляют от головных болей и оказывают другое воздействие; всё вместе позволяет устранить причины амбивалентного состояния.

Психотерапия для лечения амбивалентности важна не меньше, а зачастую даже больше, чем медикаментозный метод. При этом важен индивидуальный подход к каждому пациенту, необходимо учитывать особенности его личности, характера, склонностей.

Смотреть видео

Источник: https://PsyLogik.ru/102-ambivalentnost.html

Теория привязанности. Почему мы строим отношения по одним и тем же схемам

Что значит привязанность в психологии – виды привязанности: эмоциональная, амбивалентная, аффективная, симбиотическая, сексуальная, невротическая

Первым ученым, обнаружившим, что для ребенка жизненно важна привязанность к заботящемуся о нем взрослому, стал английский психиатр и психоаналитик Джон Боулби, заинтересовавшийся этологией — наукой о генетически обусловленном поведении животных и людей.

Если абстрагироваться от всех сантиментов, связанных с детско-родительской любовью, становится понятно, что она несет важную функцию для выживания вида: будет очень хорошо, если родители не съедят или хотя бы не убьют собственное потомство, что требует некоторых дополнительных усилий со стороны природы (например, поэтому во время родов и в период кормления у женщины повышается уровень окситоцина, отвечающего за эмоциональную привязанность к ребенку).

Психоаналитики считали, что младенец поддерживает отношения с матерью просто ради удовлетворения физических нужд, Боулби же добавил к этому социальную составляющую. Привязанность к значимому взрослому — это полигон, на котором оттачивается способность завязывать социальные отношения и определяется степень базового доверия к миру.

На это у ребенка есть примерно два года — в возрасте до двух месяцев младенцы улыбаются, лепечут и плачут, чтобы привлечь внимание любого взрослого, с двух до шести они учатся различать взрослых и выбирают среди них наиболее значимого, а после шести месяцев начинает формироваться устойчивая привязанность.

Поскольку младенец чисто технически не может выйти из отношений с родителями, ему приходится адаптироваться к любому отношению со стороны взрослого, в том числе к холодности, отвержению или непредсказуемому поведению.

Разделявшая идеи Боулби психолог Мэри Эйнсворт в 1960-х и 1970-х годах исследовала то, как этот опыт влияет на паттерны привязанности.

Ее знаменитый эксперимент получил название «Незнакомая ситуация»: вначале за младенцами и их матерями наблюдали в домашних условиях, оценивая то, как мать реагирует на разные «позывные» со стороны ребенка.

В возрасте от года до полутора лет малышей с матерями приглашали в специально оборудованную лабораторию, где моделировали разные ситуации: присутствие матери и разделение с ней, а также появление незнакомца. Исследователей интересовало, насколько ребенка будет тревожить отсутствие матери, насколько смело он будет готов исследовать новую ситуацию, как будет реагировать на чужого человека и последующее возвращение матери. По итогам Эйнсворт выделила четыре основных типа привязанности:

  • Надежный. Такие дети уверены, что мать может удовлетворить их потребности, и тянутся к ней за помощью при столкновении с чем-то неприятным.

    При этом они чувствуют себя достаточно защищенными, чтобы исследовать окружающую среду, понимая, что взрослые непременно придут на помощь в случае опасности.

    В будущем такой ребенок будет ценить любовь и доверие, но при этом останется достаточно самостоятельным и уверенным в себе.

  • Тревожно-устойчивый. Он формируется, когда ребенок не уверен, что мать или другой значимый взрослый будет рядом, когда он понадобится.

    Поэтому такие дети обостренно реагируют на разлуку, настороженно относятся к чужим и не очень готовы действовать самостоятельно, потому что не чувствуют себя в полной безопасности.

    Интересно, что у такого ребенка формируется неоднозначная реакция на возвращение матери: он и рад этому возвращению, и зол на то, что его бросили. Такие дети вырастают неуверенными в себе и в своих отношениях с другими людьми, часто они слишком сильно нуждаются в подтверждениях взаимности.

  • Тревожно-избегающий. Это самые независимые дети, которые не особенно расстраиваются из-за отсутствия матери. Такие младенцы рано столкнулись с холодом или отвержением со стороны опекающих взрослых.

    В отличие от предыдущего типа, здесь у ребенка не возникает избыточной потребности во внимании и заботе — наоборот, он перестает их ждать.

    Эти дети усваивают, что потребность в близости приводит к разочарованию, и стараются в дальнейшем обходиться без нее.

  • Дезорганизованный. Такие дети демонстрируют противоречивое поведение, они то тянутся к взрослым, то боятся, то бунтуют. Как правило, такой стиль поведения связан с серьезными психологическими травмами.

А что дальше?

Как показывают американские исследования (например, вот это), эти ранние типы привязанности влияют на формирование отношений со сверстниками. Если с ребенком не происходит ничего, рвущего сложившийся шаблон, эти модели поведения закрепляются.

В 1980-х ученые Сидни Хазан и Филипп Шейвер зашли еще дальше и распространили теорию привязанности на взрослые романтические отношения — исходя из той логики, что гармоничные отношения в паре, так же как и отношения ребенка со значимым взрослым, — это безопасная база, которая помогает справляться с вызовами окружающей среды.

У взрослых также выявили четыре типа привязанности, соответствующие детским моделям из классификации Мэри Эйнсворт.

Взрослые с надежным типом привязанности чаще других строят здоровые и сбалансированные романтические отношения. Они способны высоко ценить как себя, так и другого человека, формируют прочные связи, но остаются самодостаточными и не впадают в зависимость от партнера.

Тревожные недооценивают себя и переоценивают партнера, они часто склонны к созависимым отношениям и постоянно ищут подтверждения собственной значимости.

К сожалению, такой стиль построения отношений в какой-то степени поощряется культурой: мы часто романтизируем всепоглощающую, жертвенную любовь, помещающую объект привязанности в центр Вселенной.

С точки зрения психологов, такое «отношениецентричное» поведение — признак патологии, да и сам объект удушающей любви часто не в восторге от того, что стал чьим-то Вронским или Беатриче.

Избегающе-отвергающие — противоположность предыдущих: они считают себя самодостаточными и в идеале хотели бы полный иммунитет от чувств.

Такие люди неосознанно боятся уязвимости и отвержения, поэтому они либо все время держатся на дистанции, либо, если уж с кем-то сошлись, часто рвут отношения «на опережение» из-за страха быть брошенными.

С таким типом привязанности сильно искушение считать себя просто «сильным и независимым» человеком, не отдавая себе отчета в том, что способность рисковать и открываться перед другим так же важна для сильной личности, как и умение быть самостоятельным.

Тревожно-избегающих раздирают постоянные противоречия: они и хотят близости, и боятся ее.

Можно ли изменить тип привязанности?

Ученые из Канзасского университета предполагают, что в формировании привязанности могут играть роль и генетические факторы: некоторые вариации генов, кодирующих допаминовые и серотониновые рецепторы, могут способствовать формированию тревожного и тревожно-избегающего типов привязанности. Но на данный момент это лишь предположение.

Как показали долгосрочные американские исследования, у 70–80% населения тип привязанности особо не меняется со временем. Это означает, что заложенные в нас в детстве модели взаимоотношений действительно очень устойчивы.

С другой стороны, определенный процент людей все же может изменить свой подход к отношениям, а значит, тип привязанности — это лишь стойкая привычка, но не неотъемлемая часть личности, и с ней можно что-то сделать.

Некоторые виды психотерапии были разработаны специально для решения подобных проблем — более долгосрочная «психотерапия, основанная на привязанности» (attention-based therapy), отпочковавшаяся от психоанализа, и более краткосрочная эмоционально фокусированная терапия, представляющая собой микс из методов гештальт-, личностно ориентированной и других видов терапии.

Источник: https://snob.ru/selected/entry/117525/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.